В чем выгоды союзных программ для Беларуси и России

Сумма возможностей

Эта неделя без всякого преувеличения может придать новый импульс белорусско-российскому союзному строительству. В пятницу стартуют совместные военные учения «Запад-2021». А перед этим в четверг, 9 сентября, Александр Лукашенко в Москве проведет переговоры с Владимиром Путиным. На кону, как несложно догадаться, безопасность Союзного государства, экономика и благосостояние наших стран и народов.

На производстве БЕЛАЗ.

На основе лучших практик

В условиях агрессивной внешней среды, нарастания информационного, политического, санкционного давления на Беларусь и Россию со стороны коллективного Запада и Минск, и Москва в равной степени заинтересованы в том, чтобы вывести нашу интеграцию на более высокую ступень. Этому будут способствовать 28 союзных программ, которые разработаны правительствами обеих стран и ждут согласования на уровне президентов.

— Если мы договоримся окончательно с ­Президентом России 9-го, то 10—11-го правительства соберутся, рассмотрят, примут эти программы. А потом мы их утвердим на Высшем Госсовете, — объяснил на днях журналистам Александр Лукашенко алгоритм дальнейшей работы. 

При работе над дорожными картами основной акцент был сделан на устойчивости экономического развития государств, подчеркнул первый заместитель Премьер-министра Беларуси Николай Снопков в эфире телеканала «Беларусь 1»:

— Цель у всех программ одинаковая — создание равных стартовых условий для субъектов хозяйствования двух стран. Механизмы — унификация законодательства двух стран не на основе российской (как у нас принято это обсуждать), а на основе лучших практик, в том числе и тех, которые на данный момент еще не применяются ни в России, ни в Беларуси. 

Справедливые подходы

Среди важнейших направлений взаимодействия Николай Снопков назвал аграрную политику, поскольку Россия является основным рынком сбыта нашей молочной и мясной продукции. Один из элементов — создание правил ограничения перемещения товаров между нашими странами на двоих.

— Мы видим, что существующие правила Евразийского экономического союза не очень срабатывают. Уверены, что в рамках двойки сможем найти такие подходы, которые будут справедливы с точки зрения оценки ветеринарно-санитарных качеств продукции, которая будет перемещаться в Россию и Беларусь, — отметил первый вице-премьер.

Что касается создания единого рынка газа, то в основе соответствующей карты — определение в следующем году однозначных, понятных обеим сторонам принципов и подходов функционирования объединенного рынка газа. Среди них и подходы в формуле ценообразования, о чем ранее говорил посол Беларуси в России Владимир Семашко. Он, в частности, напомнил, что по правилам российского ценообразования цена на газ складывается из себестоимости непосредственно газа, добываемого на скважине, и стоимости транспортировки:

— Для Беларуси транспортировка занимает до 70 процентов себестоимости. В то же время в соответствии с российскими правилами в России в структуре цены логистика (транспортировка и хранение) — не более 20—30 процентов. 

На уточняющий вопрос, какой будет цена на газ для Беларуси в следующем году, посол ответил: 

— Скорее всего, на следующий год останется та цена, которая есть сейчас. Но мы говорим о том, что еще через год цена должна быть близкой к той, которую мы имеем на границе России и Беларуси. 

В целом союзные программы — это четкий план работы, предполагающий создание единых рынков в различных сферах, отмечает экономист Георгий Гриц:

— Сами по себе дорожные карты объединяют денежно-кредитную политику, промышленность, энергетику, связь, транспорт, логистику. Поэтому я говорил бы здесь о некоем новом формате межгосударственного взаимодействия.

Очевидные бонусы

Правда, в сети тут же зашевелились наши оппоненты и недруги, наперебой распространяя алармистские страшилки о том, что дорожные карты — это, дескать, «приговор» нашей независимости, что Лукашенко, мол, «сдает суверенитет» и Кремль поглотит Беларусь. В принципе, ничего нового. Подобные заявления звучат фактически с момента подписания Союзного договора, но, как видим, небо не рухнуло на землю. При этом критики и противники интеграции забывают или не хотят говорить о нескольких важных вещах. 

Во-первых, именно Президент Беларуси в свое время выступил инициатором интеграции с Россией и всегда был ее убежденным сторонником.

Во-вторых, интеграция — это всегда дорога с двусторонним движением, и выгоды от нее очевидны и понятны для всех. Ведь на долю России приходится почти половина белорусского экспорта и столько же нашего импорта.
За семь месяцев текущего года совокупный товарооборот между Беларусью и Россией составил 21,2 миллиарда долларов. Этот показатель превысил не только пандемийный 2020 год, но и превзошел допандемийные показатели 2018—2019 годов.
Да, многие наши промышленные бренды используют российское сырье и комплектующие. Но это значит и то, что белорусские партнеры обеспечивают работой миллионы россиян.

Естественно, учитывая столь тесную кооперацию, Беларусь справедливо настаивает на равных возможностях, говорит политолог Александр Шпаковский: 

— То есть мы хотим доступа к рынку РФ наравне с российскими компаниями и равных, а не низких, как некоторые утверждают, цен. Чтобы мы могли покупать газ, нефть, иные ресурсы по внутрироссийским ценам. С подписанием дорожных карт такого рода пространство равных возможностей формируется. 

В свою очередь, Россия также получает для себя определенные бонусы. Для нее крайне важно иметь на западном направлении надежного экономического партнера и сильного союзника, укрепление отношений с которым полностью отвечает стратегическим целям РФ. 

konon@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter