Эта неделя без всякого преувеличения может придать новый импульс белорусско-российскому союзному строительству. В пятницу стартуют совместные военные учения «Запад-2021». А перед этим в четверг, 9 сентября, Александр Лукашенко в Москве проведет переговоры с Владимиром Путиным. На кону, как несложно догадаться, безопасность Союзного государства, экономика и благосостояние наших стран и народов.
На производстве БЕЛАЗ.
На основе лучших практик
В условиях агрессивной внешней среды, нарастания информационного, политического, санкционного давления на Беларусь и Россию со стороны коллективного Запада и Минск, и Москва в равной степени заинтересованы в том, чтобы вывести нашу интеграцию на более высокую ступень. Этому будут способствовать 28 союзных программ, которые разработаны правительствами обеих стран и ждут согласования на уровне президентов.— Если мы договоримся окончательно с Президентом России 9-го, то 10—11-го правительства соберутся, рассмотрят, примут эти программы. А потом мы их утвердим на Высшем Госсовете, — объяснил на днях журналистам Александр Лукашенко алгоритм дальнейшей работы.
При работе над дорожными картами основной акцент был сделан на устойчивости экономического развития государств, подчеркнул первый заместитель Премьер-министра Беларуси Николай Снопков в эфире телеканала «Беларусь 1»:
— Цель у всех программ одинаковая — создание равных стартовых условий для субъектов хозяйствования двух стран. Механизмы — унификация законодательства двух стран не на основе российской (как у нас принято это обсуждать), а на основе лучших практик, в том числе и тех, которые на данный момент еще не применяются ни в России, ни в Беларуси.
Справедливые подходы
Среди важнейших направлений взаимодействия Николай Снопков назвал аграрную политику, поскольку Россия является основным рынком сбыта нашей молочной и мясной продукции. Один из элементов — создание правил ограничения перемещения товаров между нашими странами на двоих.— Мы видим, что существующие правила Евразийского экономического союза не очень срабатывают. Уверены, что в рамках двойки сможем найти такие подходы, которые будут справедливы с точки зрения оценки ветеринарно-санитарных качеств продукции, которая будет перемещаться в Россию и Беларусь, — отметил первый вице-премьер.
Что касается создания единого рынка газа, то в основе соответствующей карты — определение в следующем году однозначных, понятных обеим сторонам принципов и подходов функционирования объединенного рынка газа. Среди них и подходы в формуле ценообразования, о чем ранее говорил посол Беларуси в России Владимир Семашко. Он, в частности, напомнил, что по правилам российского ценообразования цена на газ складывается из себестоимости непосредственно газа, добываемого на скважине, и стоимости транспортировки:
— Для Беларуси транспортировка занимает до 70 процентов себестоимости. В то же время в соответствии с российскими правилами в России в структуре цены логистика (транспортировка и хранение) — не более 20—30 процентов.
На уточняющий вопрос, какой будет цена на газ для Беларуси в следующем году, посол ответил:
— Скорее всего, на следующий год останется та цена, которая есть сейчас. Но мы говорим о том, что еще через год цена должна быть близкой к той, которую мы имеем на границе России и Беларуси.
В целом союзные программы — это четкий план работы, предполагающий создание единых рынков в различных сферах, отмечает экономист Георгий Гриц:
— Сами по себе дорожные карты объединяют денежно-кредитную политику, промышленность, энергетику, связь, транспорт, логистику. Поэтому я говорил бы здесь о некоем новом формате межгосударственного взаимодействия.
Очевидные бонусы
Правда, в сети тут же зашевелились наши оппоненты и недруги, наперебой распространяя алармистские страшилки о том, что дорожные карты — это, дескать, «приговор» нашей независимости, что Лукашенко, мол, «сдает суверенитет» и Кремль поглотит Беларусь. В принципе, ничего нового. Подобные заявления звучат фактически с момента подписания Союзного договора, но, как видим, небо не рухнуло на землю. При этом критики и противники интеграции забывают или не хотят говорить о нескольких важных вещах.Во-первых, именно Президент Беларуси в свое время выступил инициатором интеграции с Россией и всегда был ее убежденным сторонником.
Во-вторых, интеграция — это всегда дорога с двусторонним движением, и выгоды от нее очевидны и понятны для всех. Ведь на долю России приходится почти половина белорусского экспорта и столько же нашего импорта.
За семь месяцев текущего года совокупный товарооборот между Беларусью и Россией составил 21,2 миллиарда долларов. Этот показатель превысил не только пандемийный 2020 год, но и превзошел допандемийные показатели 2018—2019 годов.Да, многие наши промышленные бренды используют российское сырье и комплектующие. Но это значит и то, что белорусские партнеры обеспечивают работой миллионы россиян.
Естественно, учитывая столь тесную кооперацию, Беларусь справедливо настаивает на равных возможностях, говорит политолог Александр Шпаковский:
— То есть мы хотим доступа к рынку РФ наравне с российскими компаниями и равных, а не низких, как некоторые утверждают, цен. Чтобы мы могли покупать газ, нефть, иные ресурсы по внутрироссийским ценам. С подписанием дорожных карт такого рода пространство равных возможностей формируется.
В свою очередь, Россия также получает для себя определенные бонусы. Для нее крайне важно иметь на западном направлении надежного экономического партнера и сильного союзника, укрепление отношений с которым полностью отвечает стратегическим целям РФ.
konon@sb.by