Сумма трех факторов

Деньги делают деньги.
Деньги делают деньги. Это правило всякого уважающего себя бизнесмена. Одни тратят доходы на расширение своего дела, другие делают ставки в казино, третьи несут в банк под проценты. Но самым нетрадиционным вложением капитала, а возможно, и самым выгодным в ближайшие годы могут стать... белорусские колхозы. После выхода в свет Указа Президента "О некоторых мерах по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных организаций и привлечению инвестиций в сельскохозяйственное производство", давшего "добро" на передачу частникам убыточных хозяйств АПК, многие предприниматели не прочь обзавестись каким-либо из них. А некоторые уже взялись за дело. Например, болгарский бизнесмен Эмил Маринов, взявший под свое крыло СПК "Карацк" в Клецком районе, за три месяца поднял в нем производство вдвое, а зарплату некоторым работникам - в три-четыре раза. Было бы грешно не познакомиться с этим экономическим чудом. Поэтому корреспонденты "СБ" отправились в Клецкий район.

Фактор производственный

Карацк - типичная белорусская деревня, не маленькая и не большая, каких тысячи в Беларуси. Сотни полторы дворов, утопающих в садах, базовая школа, свиноферма, столовая. Почти все местное население работает в колхозе, на конторе которого все еще красуется вывеска с прежним названием хозяйства "Красный партизан". Хотя оно уже более года как СПК "Карацк". "Эх, да кому до этой вывески дело было, - махнула рукой вышедшая из здания женщина. - Даже на протекающую крышу в колхозной кассе денег не нашлось".

"А когда-то ведь хозяйство богатым считалось, - вспоминает первый заместитель председателя Клецкого райисполкома Владимир Наумович, - под 4 тысячи свиней держали, технику покупали, зарплату хорошую платили... Но от былого богатства остались лишь долги под миллиард, полтысячи свиней и туманное будущее".

Таким вот впервые и увидел "Карацк" Эмил Маринов, до этого уже успевший поработать на ниве белорусского агробизнеса. В Беларусь он приехал с женой и двумя маленькими детьми, когда понял, что на родине реализовать себя как сельскохозяйственный специалист не сможет. К середине 90-х ситуация в аграрном производстве Болгарии была нестабильная. Демпинговое продовольствие, хлынувшее из Европы, разоряло местных производителей. Тогда многие однокурсники Эмила отправились за границу искать работу. Вот и он около 8 лет назад оказался на Столбцовщине. Вместе с партнером взяли в аренду ветхое здание свинофермы и с нуля организовали передовое производство, перенимать опыт которого приезжали из разных уголков Беларуси. Поэтому когда председатель Клецкого райисполкома Анатолий Бойко предложил повторить эксперимент, Эмил, владелец иностранного производственного частного предприятия "Налибоки - Неман", согласился.

"Сначала я думал взять только свиноферму, - рассказывает он. - На ней одной можно зарабатывать деньги. Однако, пообщавшись с людьми, решил, что придется забирать колхоз полностью. Иначе деревня разделится на две части: работникам фермы, которым я стану платить хорошие деньги, начнут завидовать их соседи. Возникнут склоки, дрязги..."

Бизнесмен не стал дожидаться, пока выйдет документ, юридически закрепляющий процедуру передачи колхозов в частные руки. Боялся упустить время. Понимал: если не наладить работу быстро, не дать работникам зарплату - прорыва не будет. Во-первых, оптимальные сроки посевной уйдут, во-вторых, люди не поверят. Поэтому вместе с представителями районной власти сошлись на оптимальном варианте: здания и технику частник берет в безвозмездное пользование, скот - в аренду, а все 186 колхозников дружно переходят на работу в агрофирму.

"Болезни" хозяйства я увидел сразу, как только познакомился с его бухгалтерией, - рассказывает Эмил. - Половина выручки уходила на зарплату работникам, при этом самый высокий доход был у свинарки - 57 тысяч рублей. Низкий объем производства - главная причина убыточности. Пришлось брать кредит в банке, закупать скот и технику".

За три месяца новый собственник вложил в хозяйство 600 миллионов рублей. Сейчас колхозники не скучают: полторы тысячи свиней - не шестьсот. А к новому году Маринов планирует довести поголовье до 3,5 - 4 тысяч. Уже сейчас нагрузка на ферме выросла более чем в два раза, но и зарплата соответствующая. Буквально через месяц после прихода частника особо старательные работницы фермы получили по 200 тысяч рублей. Таких денег здесь в последние годы не видели. "Есть ради чего стараться, - сказал мне сторож свинофермы Петр Бобко. - Раньше зарплаты по три месяца не видели, а сейчас получаем аккуратно день в день. Но и с дисциплиной жестче стало: выпьешь на рабочем месте - завтра можешь уже и не приходить".

Человеческий фактор

Поначалу люди настороженно смотрели на Маринова. Во-первых, иностранец, хоть и говорит уже почти без акцента. Но кто знает, что у него на уме? Во-вторых, частник. Возьмет вдруг и выгонит половину колхозников на улицу. Собрания в "Карацке" по этому поводу собирались не один раз. В конце концов люди, узнав, что бизнесмен намерен не сокращать колхозников, а, наоборот, обеспечить их работой под завязку, согласились. "Впервые за два года и я вздохнул с облегчением, - рассказывает председатель хозяйства Александр Филипченко. - Надоело ходить и клянчить удобрения, запчасти, горючее в долг. Знаете, меня одна фраза Эмила подкупила: "Кроме денег, мне еще и удовольствие от работы получать нужно". После этого я понял, что человек он не только серьезный, но и порядочный".

И все-таки недовольные переменами были. Как среди управленцев, которым пришлось перейти из кабинетов на производство, так и среди простых работников. Не всем понравился, например, подход нового хозяина к оплате труда. Если раньше механизаторы, проработавшие в колхозе много лет, получали надбавки к зарплате за стаж, то сейчас они лишились этой льготы. "Я всех поставил в равные условия. Несправедливо, если один получает больше другого только за то, что старше по возрасту. Наоборот, надо молодых на село привлекать, от них же его будущее зависит", - считает Эмил. Неуютно стало разгильдяям и пьяницам. По словам Александра Филипченко, четверых человек, которым не помогли ни уговоры, ни перевод на менее оплачиваемую работу, пришлось все-таки выгнать.

А большая часть колхозников довольна. Новый хозяин не отказался от помощи людям в обработке приусадебных участков. Сохранены выплаты колхозникам на свадьбы и похороны, по-прежнему гарантирован приход ветврача в случае болезней домашней скотины. Более того, впервые за многие годы у людей даже во время посевной был обязательный выходной день. "Знаете, мне уже ничего не надо, я даже огород не обрабатываю, - сказала мне деревенская старушка Анна Вешейко, - но люди зашевелились, повеселели. Берется за дело мужик, видно, что хозяин хороший".

Государственный фактор

Перемены, которые произошли в "Карацке", в той или иной степени уже в этом году затронут сотни аграрных предприятий. Только в Минской области 125 бывших колхозов и совхозов признаны субъектами хозяйствования с критическим уровнем экономики. Естественно, что без капиталов у них нет будущего. А инвесторы уже есть. По словам начальника отдела по научному обеспечению, внедрению новых форм хозяйствования и реформирования собственности Минского облсельхозпрода Николая Манько, минские фирмы и предприятия готовы взять в управление около 70 хозяйств, остальные отойдут "под крыло" предпринимательским структурам региона. Многие частники уже начали вкладывать деньги в хозяйства. На сегодня, по данным Минского облсельхозпрода, финансовая подпитка аграрного производства составила около 3 миллиардов рублей.

И это не стоит рассматривать как чистое меценатство. Ведь для инвестора, берущего "на буксир" колхоз, президентским указом предусмотрена достойная система поощрения. В частности, списание долгов в зависимости от процента роста производства, освобождение от уплаты налогов на сумму 150 тысяч евро ежегодно в течение трех лет. Ну и, наконец, о главном не стоит забывать. Земля, в которую вкладывают деньги и труд, умеет быть щедрой. К примеру, тот же Эмил Маринов не сомневается, что за год рассчитается с банком, а в скором времени получит солидную прибыль.

"В ближайшие 2 - 3 года нас ожидает прорыв в развитии сельского хозяйства, - считает Николай Манько. - И причина не только в инвестициях, но и в новом менеджменте, который придет в аграрное производство. В последние месяц-два многие частные компании интересуются возможностью получить то или иное хозяйство. Они понимают, что там можно зарабатывать деньги - и не разово, а постоянно. До июля все 125 хозяйств должны быть переданы в управление новым хозяевам. Подготовлен проект указа, в котором определен порядок их передачи частникам. Когда он увидит свет, от желающих купить колхоз, думаю, не будет отбоя. Ведь такая покупка в некоторых случаях обойдется всего в одну базовую величину. А заработать на этом можно будет гораздо больше".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter