Как Белорусской универсальной товарной бирже удалось увеличить экспорт в сложные времена пандемии и в условиях санкций

Сумма сделок почти удвоилась

Начальник управления внешнеэкономической деятельности БУТБ Александр Башлий: «Тренд на спрос белорусской сельхозпродукции в мире сохранится»

Даже в условиях пандемии БУТБ не только удержала позиции, но по многим из них улучшила свое положение. Благодаря чему удалось сохранить присутствие на зарубежных рынках и обеспечить позитивную динамику экспорта? Какая группа товаров самая перспективная? Сместила ли пандемия географические акценты внешней торговли? Об этом разговор с начальником управления внешнеэкономической деятельности БУТБ Александром Башлием.

Александр БАШЛИЙ.

— Александр Григорьевич, если не ошибаюсь, объемы биржевой торговли в пандемию выросли, как и число участников?

— Совершенно верно. На фоне восстановления деловой активности и экономического роста биржевой товарный рынок показал положительную динамику. Да, пришлось оперативно перестраиваться: диверсифицировали рынки, привлекли новых клиентов, расширили перечень товаров. Пожалуй, главный внешнеторговый показатель — сумма экспортных сделок. Так вот, она по результатам полугодия увеличилась почти в 2 раза и достигла 369 миллионов долларов, что на 80 процентов больше аналогичного показателя прошлого года. На это повлиял рост клиентской базы — на площадке работает свыше 26 тысяч организаций, включая более 5 тысяч нерезидентов.

К примеру, прибавили по экспорту в Литву на 77 процентов за счет поставок пиломатериалов, щепы и продукции переработки масличных культур. Экспортные продажи в Латвию увеличились на 74 процента. Там высоким спросом пользовались белорусская пилопродукция, рапсовое масло, лом черных и цветных металлов. Германия потратила почти 64 миллиона долларов на покупку пиломатериалов и еще чуть более миллиона долларов — на хозяйственные колья, сухое молоко и технический казеин. 

В целом объемы сделок приросли в натуральном и денежном выражении. Например, в деньгах экспорт продукции переработки масличных культур увеличился в 4 раза. Втрое выросли физические объемы. Аналогичная динамика по сухому молоку, сливочному маслу, кожевенной продукции. Как видно, самые востребованные — пиломатериалы. Из всего объема экспорта за полугодие на них приходится 67 процентов, или 257 миллионов долларов.

— Пандемия подстегнула маркетинговые службы многих предприятий пересмотреть работу. Как на бирже?

— В качестве примера расскажу о реализации пилопродукции в Китай. Традиционно львиная доля отечественных пиломатериалов поставлялась в Евросоюз, но из-за карантинных мер, закрытых границ экспортеры занялись поиском альтернативных направлений. Логично было сосредоточить усилия на торговле с Китаем, так как он раньше других восстановился после пандемии. Биржевой механизм пришелся здесь как нельзя кстати. Еще до начала локдауна лесоматериалы стали отправлять в Китай по железной дороге. Схему предложили китайским потребителям в рамках инициативы «Один пояс, один путь». По ней китайское правительство гарантирует определенные субсидии на обратные перевозки. Так вот в результате стоимость доставки примерно такая же, как по морю. К тому же существенно сократились сроки: 16 дней вместо полутора месяцев. И это с учетом таможенного оформления.

Аккредитованный на БУТБ крупный китайский импортер пиломатериалов намерен не только наращивать объемы закупок, но и создать в Беларуси собственное производство. 

— Видимо, китайские компании такой подход оценили, раз заявили и о желании инвестировать в белорусскую деревообработку.

— Аккредитованный на БУТБ крупный китайский импортер пиломатериалов намерен не только наращивать объемы закупок, но и создать в Беларуси собственное производство. Причем приобретать сырье и реализовывать готовый продукт планируется исключительно через биржевую площадку.

В целом в ближайшие годы БУТБ планирует увеличивать число клиентов из дальнего зарубежья. Для этого нет никаких барьеров. В частности, плату за электронную цифровую подпись отменили еще в 2019 году. К тому же многие страны Европы и Азии имеют право на упрощенный порядок аккредитации. Благодаря этому резиденты могут участвовать в торгах буквально в день подачи документов. Раньше процедура нередко растягивалась на несколько недель или даже месяцев.

— Экспортные торги нефтепродуктами, продуктами химии и нефтехимии с площадки «Белнефтехима» не так давно перевели на БУТБ. Почему это произошло? 

— Нефтепродукты для нас — самая перспективная группа товаров. А перевод экспортных торгов на биржевую площадку связан с несколькими причинами. Во-первых, продукция химии и нефтехимии — классический товар, который успешно торгуется на многих биржах мира. К примеру, на Санкт-Петербургской реализуется каждая пятая тонна российского топлива. Во-вторых, возможность обеспечить абсолютно прозрачный механизм ценообразования.

Главное преимущество для белорусских экспортеров — возможность дороже продать товар, выбрав самое выгодное предложение от покупателей. И чем больше таких покупателей, тем выше экспортные котировки. Здесь бирже тоже есть что предложить. Повторю, у нас аккредитованы более 5 тысяч нерезидентов из 64 стран. Значительный интерес к белорусской нефтехимии проявляют компании из Азербайджана, Турции, Китая, Сингапура, ОАЭ. Все это перспективные рынки сбыта. То есть, продавая нефтепродукты через биржу, предприятия смогут диверсифицировать рынки. При этом в какой-то степени мы берем на себя вопросы маркетинга и продвижения белорусской продукции.

— Особенность года — новый уровень белорусско-российских отношений: Россия вошла в пятерку крупнейших экспортных рынков БУТБ.

— Напомню, что первые торги с участием российских компаний прошли 15 лет назад. За это время заключено свыше 100 тысяч сделок на общую сумму около 3 миллиардов долларов. Из 5,3 тысячи аккредитованных у нас компаний-нерезидентов более 2,6 тысячи — российские предприятия. На высокий результат в этом году существенным образом повлияли увеличившиеся объемы поставок белорусских строительных материалов и молочной продукции. Например, экспорт цемента в Россию вырос в 6 раз, до 10,7 миллиона долларов, сливочного масла — в 61 раз, до 10 миллионов долларов, сухого молока — в 7 раз, до 6,6 миллиона долларов.

— Есть ли еще регионы, сотрудничество с которыми было бы выгодно? 

— В России? Конечно. Кроме изъезженных нами вдоль и поперек Смоленской, Брянской и Псковской областей, есть еще отдаленные регионы, которые рады были бы торговать с белорусскими предприятиями, но не знают, как это организовать. Хабаровский край, Магаданская область, Республика Якутия, Чукотский автономный округ… Здесь можно расширяться до бесконечности, тем более что контракты с компаниями из этих регионов на бирже уже заключались.

— Если взглянуть шире: несколько лет назад вы упоминали, что нам интересны Африка, Ближний Восток. Изменились ли приоритеты? 

— Торговать нужно в той части света, где есть спрос на нашу продукцию. В приоритетах страны-соседи. Какими бы ни были наши внешнеторговые амбиции, фактор географии все-таки играет решающее значение и, скажем, Канада никогда не превзойдет Россию по объему биржевого товарооборота.

Что касается Африки, этот рынок по-прежнему интересен, и мы уже успешно начали его осваивать. Страны северной части континента — крупнейшие мировые импортеры пиломатериалов. К примеру, Египет закупает большие объемы лесопродукции, в том числе из Беларуси. На бирже аккредитовано пять египетских компаний. Да, это немного. Но они регулярно участвуют в торгах и совершают сделки. Надеемся в скором времени аккредитовать брокера в Египте, тогда, уверен, темпы роста товарооборота заметно ускорятся. И Ближний Восток перспективный рынок. Ведь там сейчас настоящий строительный бум. Иран, Сирия, Ливан, Пакистан — все они нуждаются в пиломатериалах. 

— Как и страны Европы…

— Да, это так. Великобритания, к примеру, активный импортер леса. И в этом году рынок Соединенного Королевства по-настоящему «выстрелил». По результатам полугодия мы получили более чем десятикратный рост экспорта, причем британцы покупали не только белорусскую пилопродукцию и круглые лесоматериалы, но и полуфабрикат «вет-блю». Так что будем развивать это направление. Например, совсем недавно мы провели первую специальную торговую сессию для британского рынка. Было реализовано 5 тысяч метров кубических пиломатериалов на общую сумму 2,5 миллиона долларов. Поэтому теперь главное — обеспечить ритмичность поставок. 

— Как, скажите, пандемия и введенные санкции повлияли на работу секции сельхозпродукции?

— Наши сельхозтовары благодаря высокому качеству и разумной стоимости легко соперничают с аналогичной продукцией из других стран. Именно сейчас они пользуются огромным спросом во всем мире. Наиболее востребованные — рапсовое масло, свекловичный жом и меласса. В первой половине 2021 года сумма сделок с ними превысила 36 миллионов долларов. Кроме того, сейчас активно развиваем экспорт дубленого полуфабриката «вет-блю». С начала года товарооборот секции сельхозпродукции вырос на 70 процентов и составил 706 миллионов рублей. При этом экспорт продукции АПК увеличился в 3,8 раза до 61,7 миллиона долларов. Крупнейшая сделка по секции сельхозпродукции в этом году — контракт по продаже сливочного масла на сумму свыше 1,5 миллиона долларов. Есть все предпосылки, что тренд на спрос белорусской сельхозпродукции в мире сохранится.

veselukha@sb.by

Фото предоставлено пресс-службой БУТБ.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter