«Сумка» для грибов и рушник для фестиваля

ЭТА деревушка словно окутана густыми березовыми и сосновыми лесами. Несмотря на отдаленность от «большой земли» — до райцентра 45 километров, — от поворота за Буйновичами иномарка бежит резво, не «спотыкаясь» о выбоины на дороге. Асфальтное покрытие гладкое и ровное. Не в каждом городе такое встретишь. А тут — лесная глушь.

Из каких необычных экспонатов состоит редкая мини-коллекция семьи Ивашкевичей в деревне Синполье Лельчицкого района

ЭТА деревушка словно окутана густыми березовыми и сосновыми лесами. Несмотря на отдаленность от «большой земли» — до райцентра 45 километров, — от поворота за Буйновичами иномарка бежит резво, не «спотыкаясь» о выбоины на дороге. Асфальтное покрытие гладкое и ровное. Не в каждом городе такое встретишь. А тут — лесная глушь.

Недалеко от деревенского «пятачка» живет Валентин Ивашкевич. В Буйновичском лесничестве он уже 16 лет мастер леса. К дому на мини-вене подвозит его супруга Надежда. Валентин признался, что делать коробы его вдохновила именно она около семи  лет назад. Кошели плел дедушка, который, кстати, также работал лесничим. А осваивать технику начинал с братом.

— Сложно выбрать заготовку из сосны. Весь лес обойти нужно. Ведь из двух тысяч деревьев только одно подходящее, — делится лесник одной из особенностей коробоплетения. — Она должна хорошо слоиться. Подходящие деревья растут, как правило, ближе к болотам — у них и продольные трещинки ровные, и кора гладкая.

А вот чтобы изготовить кошель, по словам мастера, кроме заготовки, достаточно одного острого ножа и талантливых рук. Валентин показывает:

— Это — отрезанное от дерева полено. Оно было расколото на несколько продольных частей. В каждой вырезали сердцевину, остались слои древесины, напоминающие склеенные между собой куски фанеры.

Он аккуратно подковыривает один из слоев и отделяет от остальных. Получается длинная, тонкая лента. Разделенные ленточки кладет на пол, затягивает, загибает края по кругу. Кошель почти готов. В него может вместиться три ведра грибов! И нести удобно.

На первый взгляд кажется, что стенки изделия тонкие, значит, оно прослужит недолго? На самом деле обычный срок их службы — 5 лет. Хотя бывает и больше. Мастер до сих пор использует в хозяйстве свои самые первые, «дебютные» кошели. Купить коши (а в магазинах такой товар — дефицит) у народных умельцев непросто. В Лельчицком районе, пожалуй, только еще в одной молодой семье имеют страсть к такому необычному хобби.

— С виду наши изделия похожи, а если вглядеться, то разнятся техникой. Те, что видела — с острыми углами, у мужа — с закругленными. Видно, что и сосна отслаивается другим способом. Казалось бы, кошель он и в Африке кошель, а способов его сделать наши предки придумали не один, — поясняет Надежда.  

Вместе с мужем часто представляют на суд посетителей изделия на различных выставках.

— В прошлом году от Лельчицкого района с мини-экспозицией побывали в Александрии, Лясковичах, — рассказывает Надежда. — Люди подходили и спрашивали, для чего нужен большой кошель? Ручек ведь нет. Приходилось объяснять, что вместо них — шлейка, которая привязывается к стенкам с торцевых сторон. И их в больших кошелях приделывают не сами мастера, а купившие товар владельцы. Так было еще издревле, на ярмарках.  

Когда же на одном из праздников выставлялись в Лельчицах, то изделия раскупили — от самых вместительных до декоративных. Стоимость одного, кстати, — 40 тысяч рублей. Поступил заказ от местного райпо. Обращались с оригинальной задумкой и владельцы агроусадьбы — сделать кошели-подносы.

— Одна женщина, которая ездит в Германию, уже приобрела шесть лукошек,  а теперь заказывает 10 — на сувениры. Там все в восторге от белорусских изделий, — поясняет хозяйка.

Кроме кошелей, супруги планируют взять на выставку и другие предметы народного творчества. Дело в том, что Надежда  — заведующая Синпольским сельским домом культуры. Увлекается вышивкой. За 12 лет работы собрала большой запас экспонатов. Начинала с небольших работ, потом попробовала сделать побольше. Трудоемкая это работа, но у нее получилось. Одну картину и вовсе пришлось вышивать 8 месяцев — понадобилось 15 оттенков ниток. Надежда запечатлевает нашу эпоху старинным полесским способом. Специфика работы в том, что вышивает по-народному, а героев выбирает в большинстве своем современных.

Вслед за мамой взяла иголку с нитками в руки и 17-летняя дочь Алина. Уже первые творения готовы и украшают ее комнату. Глядя на картины, сумела без помощи мамы повторить технику. 

— Сейчас времени мало, готовится поступать. Но, надеюсь, талант проявится и у нее. Думаю, он передается по наследству. Моя бабушка раньше вышивала гладью, — рассказывает Надежда, которая сама владеет этой техникой. Научиться пришлось в одной жизненной ситуации. В Синпольском сельском доме культуры работает вокальный ансамбль «Сничаночка», куда входят 10 участников. Одна из них, Валентина Шукалович, предложила пошить новые костюмы.

— Ее дочка сделала выкройки, а по ним — каждый сам себе безрукавку и длинную юбку. Нам нарисовали орнаменты. А потом Валентина и говорит всем участникам: дальше будете шить сами — гладью. И это при том, что не все умели. Хочешь не хочешь, а научиться пришлось. Сейчас в этих костюмах наш ансамбль радует районного зрителя в самых разных деревнях — Милошевичах, Стодоличах, Грибени, Махновичах, Краснобережье, Буде-Лельчицкой, Липлянах и Победном. К счастью, с транспортом проблем нет — помогает местное сельхозпредприятие КСУП «Синпольское».  

Надежду даже пригласили мастера Дома ремесел в райцентре — помочь изготовить рушник для Международного фестиваля славянских народов, что пройдет у монумента Дружбы на границе Беларуси, России и Украины. На пошив такого рушника с орнаментом Лельчицкого района ушло 1,5 недели. Чтобы сделать один крестик на изделии и не ошибиться, приходилось высчитывать каждый миллиметр по ниточкам. Зато получилось необыкновенно — красно-черный орнамент с ромбами и каемочками, делится впечатлениями Надежда.

Напоследок супруги устроили небольшую экскурсию по своему приусадебному участку — успевают и творчеством заниматься, и с домашними делами справляться. Одного картофеля хозяева планируют собрать 4 тонны с трех полей. Зачем им так много второго хлеба? Часть урожая пойдет на корм для поросят. Среди другой домашней живности — лошадь и гуси с гусятами.

— Город мы не любим — душно, тесно, много людей, все спешат. А в деревне хорошо. Хотя и забот хватает. Но мы работы не боимся! — улыбаются супруги, прощаясь. 

Константин КОВАЛЕВ, «БН»

Фото автора

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter