Сумбур вместо мысли

Спектакли Виталия Барковского всегда шокируют.
Спектакли Виталия Барковского всегда шокируют. Не стала исключением и постановка "Земля" по произведениям Я.Коласа, которую Коласовский театр представил недавно на суд минскому зрителю.

Сделаю оговорку: как нынче режиссер удивляет минских театралов (в родном Витебске постановка идет уже два года), решила посмотреть потому, что спектакль выдвинут на соискание Государственной премии. Настроилась на самое-самое... ну, например, на созерцание беспорядочно валяющихся по сцене, мягко говоря, неэстетичных голых тел - один из любимых, кажется, приемов режиссера Барковского. Спектакль начался. И... покатились (в буквальном смысле слова) по всему сценическому пространству люди. Впрочем, я, как говорила, предвидела нечто эксцентричное. Хотя в данном спектакле постановщики обернули все-таки людские тела в холщовые одежды. И то слава Богу...

Повалялась половина труппы театра по сцене, а далее стало происходить нечто, название чему "палата N 6". Драматургическую основу в оригинальном жанре "сны памяти по Якубу Коласу" написал сам г-н Барковский вместе с консультантом, филологом Аланом Бугуловым. Кем был Песняр? Каким был? Для чего и как жил? На эти вопросы пытается ответить режиссер. При этом окружением героя становятся почему-то психически нездоровые люди. На сцене - психбольница. Среди пациентов - и сам Якуб Колас. С неодолимой манией преследования. С разного рода навязчивыми идеями. С героями своих произведений, жизнь которых, а не свою собственную, он проживает.

Завлит театра Светлана Дашкевич убеждает меня в том, что спектакль - о предназначении человека на земле. Заместитель начальника управления искусств Министерства культуры Вацлав Володько говорит о каком-то сильном патриотическом чувстве, которое вызывает постановка Барковского. Я же с ужасом наблюдаю за бессмысленностью, царящей на сцене, за непонятным набором персонажей, "вырванных" из разных произведений классика, за обилием народных обрядов и символов, от которых в конце концов голова идет кругом. Все это напоминает не профессиональный театр, не вторую сцену страны, коей во все времена был Белорусский государственный драматический театр имени Якуба Коласа, а скорее балаган, где все пляшут и поют, да только смысла в этом немного. В какой-то момент я даже начала сомневаться в том, а понимают ли сами актеры, что играют. И тут же нахожу ответ: в спектакле "Земля" играют не "что", а "как". То есть режиссер преднамеренно создает перенасыщенную визуальную среду. Но разве уместен на сцене принцип: чем меньше понимает зритель в спектакле, тем удачнее постановка? Итог закономерен: зрители сбегали из зала компаниями... А того, что в постановке из 50 участников труппы занято 38, среди которых немало заслуженных (Григорий Шетько, Валентина Петрачкова, Алесь Лобанок) и народных (Светлана Окружная, Федор Шмаков) артистов, для получения Госпремии маловато. Есть еще один, на мой взгляд, принципиальный момент. Как вообще после этого спектакля относиться к Коласу - как к душевнобольному, непонятому гению или, простите за вольность, как к параноику?.. В конце концов, лично меня такие альтернативы не устраивают...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter