Сума и сумма

В центры соцзащиты за пособием приходят даже... бизнесмены
В центры соцзащиты за пособием приходят даже... бизнесмены

«Живем на грани нищеты, не то что на игрушки, даже на питание малышу не хватает, — жаловался социальным работникам молодой папаша. — Жена работать не может, она в отпуске по уходу за ребенком, я, сколько ни бился, тоже работу по специальности найти не могу. Помогите, Бога ради, вы — наша последняя надежда». Официальное заявление у отца семейства приняли, но в помощи отказали. После того как обследовали жилищные условия просителя.

— Жила молодая семья в собственной квартире, в которой — прекрасный ремонт и масса «навороченной» техники. Имелись не только хороший телевизор, видеомагнитофон и стиральная машина, но и современный компьютер, — вспоминает заведующая отделением адресной социальной помощи управления социальной защиты Октябрьского района Могилева Ирина Зуськова. — Мало того, у «нищих» была прислуга — собственная домохозяйка! Такие случаи, конечно, редкость, как правило, к нам обращаются люди, которым действительно нужна помощь. В нашем отделении ежегодно адресную социальную помощь получают около 500 человек. В основном это молодые одинокие мамы, которые находятся в отпуске по уходу за ребенком. Им мы помогаем деньгами. Есть и другие семьи — неблагополучные. В том, что деньги пойдут по назначению — на детишек, а не на выпивку, уверенности нет, поэтому таким мы наличные не выдаем, покупаем для них одежду, продукты, погашаем задолженность по коммунальным платежам. Помогать нужно — дети ведь не виноваты в том, что у них непутевые родители.

Детишки, конечно, не виноваты. Особенно если папа решил бросить семью и после этого отказывается платить алименты или дает жалкие гроши. А такое случается не так уж редко. Бывший супруг одной могилевчанки — человек небедный (занимается «серым» бизнесом), официально устроился на работу с мизерной зарплатой. Чтобы платить копеечные (тысяч 20!) алименты. Кстати, случается, что предприниматели и сами приходят в центры социальной защиты с протянутой рукой.

— Был у нас один такой, — рассказывает заведующая отделением социальной адресной помощи территориального Центра социального обслуживания населения Ленинского района Могилева Рита Шульговская. — Точнее, к нам обратилась его жена. Так правдоподобно плакалась, мол, толку с его предпринимательской деятельности, если дохода от нее никакого, одни убытки, а у нас ведь трое малышей. Семье, конечно, решили помочь — в жизни всякое бывает, даже богатые люди разоряются. В общем, когда начали собирать нужные документы, выяснилось, что у бедных многодетных — две собственные квартиры, бытовая техника, приличная машина. Разумеется, мы могли им отказать, да пожалели детей, выплатили социальную помощь, но объяснили, что этой разовой суммой все и ограничится. В конце концов, вторую квартиру можно сдавать и получать неплохие деньги.

Горожан, которые «давят на жалость», а сами при этом вовсе не живут на грани бедности, в Центре социального обслуживания населения Ленинского района повидали немало. «Некоторые люди настолько завистливы, что не могут пережить, что кому–то — Иванову или Сидорову — государство помогает, а им — нет, — говорит директор центра Людмила Степанюк. — Для них 100 тысяч, в сущности, ничто, но у них железная логика: и эти деньги на дороге не валяются, почему бы не получить их задарма». Как ни странно, некоторые «халявщики», приходящие с протянутой рукой, даже не маскируются под бедных. К примеру, один мужчина приехал сюда на солидном «Мерседесе» и настоятельно потребовал помощь. Дескать, они с женой в Могилев переехали из Минска, а найти работу по специальности не могут. Оказалось, «несчастные» минчане купили в Могилеве 4–комнатную квартиру, коттедж и микроавтобус, в квартире полным ходом идет евроремонт, у хозяев несколько телевизоров, компьютер, два холодильника, морозильная камера. Оба супруга (один с престижным высшим образованием) сразу по приезде стали на учет в центр занятости. Главе семейства не раз предлагали хорошую работу, но он почему–то все время крутил носом. В итоге и его, и жену по их обоюдному желанию бесплатно отправили на престижные бизнес–курсы. Но и получив новую специальность, трудоустраиваться не спешили. Понятное дело, в помощи им было отказано.

Не раз предлагали хорошую работу и другому просителю пособия — мужчине с вузовским дипломом. Но ни начальником отдела, ни начальником цеха он быть почему–то не захотел. А ведь у него жена, двое маленьких детей. В итоге в помощи ему было отказано, а жене и детям выплатили 800 тысяч рублей.

А однажды в центр обратилась молодая мама. Дорого и модно одетая девушка не просила — требовала социальную помощь. Мол, почему вы моему ребенку ее даете, а мне нет? Когда же у нее поинтересовались, почему не работает, возмущенно фыркнула: «Я могу быть только на руководящей должности, а мне в центре занятости такую работу не предлагают». И не предложат: у мамаши образование — 9 классов и диплом об окончании курсов секретаря...

— Нам приходится быть и психологами, и следователями в одном лице, — говорит Рита Шульговская. — Имеет право семья претендовать на материальную поддержку или нет, зависит от ее дохода, и адресная социальная помощь может быть разной: одному начисляем 10 тысяч, другому — 100. Некоторые, зная это, умышленно утаивают не только доход, но и то, что уже пользуются (сами или их дети) льготами. Приходится выяснять, объяснять, кого–то разочаровывать. К счастью, хитрецов не так уж много. К примеру, в прошлом году к нам обратилось за помощью 863 семьи (это 2.148 человек, причем речь лишь о тех, кто написал официальное заявление), 859 семьям (2.044 человека) мы помогли, перечислив им в общей сумме более 185 миллионов рублей.

Ситуации в жизни бывают разные. Кто–то остается один с крошечным ребенком на руках и сам не может прокормить семью, а кого–то подобные проблемы совершенно не заботят, он довольствуется пособием. И все же большинство людей хотят быть хозяевами своей жизни, поэтому стараются найти работу и в будущем рассчитывать лишь на собственные силы.

Компетентное мнение

Валентина Сергеева, заместитель начальника главного управления государственной социальной поддержки населения Минтруда и соцзащиты:

— Семья, располагавшая в течение 3 месяцев среднедушевым доходом ниже 60 процентов бюджета прожиточного минимума, вправе обратиться за ежемесячной адресной социальной помощью. Единовременное пособие назначают людям, оказавшимся в стесненных жизненных обстоятельствах. Это 0,5 — 5 бюджетов прожиточного минимума (сегодня БПМ — 179.100 рублей). Размер ежемесячного пособия в 2006 году составил 27 тысяч рублей и получали его около 58 тысяч жителей Беларуси.

Материальное положение обратившихся за пособием изучают специальные межведомственные комиссии. По их поручению работники органов по труду и соцзащите проверяют обоснованность выданных документов, обследуют жилищные условия претендентов. При расчете пособия учитываются все доходы, в том числе от приусадебных, дачных участков и денежный эквивалент получаемых льгот. Эти меры как раз и направлены на то, чтобы за социальной помощью не приезжали на «Мерседесах» и в стране не процветало иждивенчество.

Фото Николая ТИТОВА.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter