Сукало: изменения УПК направлены на повышение качества уголовного правосудия на всех его стадиях

Депутаты на заседании восьмой сессии Палаты представителей Национального собрания седьмого созыва приняли в первом чтении законопроект "Об изменении Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь" (по вопросам апелляционного и надзорного производства).



Проект закона внесен в Палату представителей Президентом Республики Беларусь 15 марта. Предметом правового регулирования проекта являются нормы раздела X (производство по пересмотру приговоров, определений, постановлений, не вступивших в законную силу (апелляционное производство), и XII (производство по пересмотру вступивших в законную силу приговоров, определений, постановлений (надзорное производство) Уголовно-процессуального кодекса.

Как рассказал председатель Верховного суда Беларуси Валентин Сукало, проект подготовлен Верховным судом совместно с заинтересованными госорганами по поручению Главы государства и направлен на повышение качества уголовного правосудия на всех его стадиях.

- Хочу особенно подчеркнуть, что законопроект направлен на повышение качества уголовного правосудия именно на всех его стадиях, поскольку качеству уголовного правосудия на заключительных стадиях уголовного судопроизводства до настоящего времени, на  наш взгляд, уделялось не достаточно внимания. 

Проектом предусматриваются следующие основные изменения. Для урегулирования апелляционного порядка пересмотра приговоров и решений Верховного суда, вынесенных им по первой инстанции, проектом вносятся изменения в ст.370 и 371 УПК (пункты 10 и 11 статьи 1 проекта). В целях совершенствования процессуального порядка пересмотра судебных постановлений, вступивших в законную силу, в проекте раздел XII УПК излагается в новой редакции.



Так, для разграничения полномочий проверочных инстанций и исключения дублирования их функций раздел XII УПК в проектной редакции содержит две главы, регулирующие вопросы производства в суде кассационной инстанции и производства по пересмотру судебных постановлений, вступивших в законную силу, Верховным судом (надзорное производство). Таким образом, кассация и надзор являются дополнительными способами проверки судебных актов на предмет судебной ошибки и относятся к экстраординарным процедурам судопроизводства. Введение нового института пересмотра судебных решений обусловлено необходимостью обеспечения более широкого доступа к инструментам обжалования лиц, не согласных с состоявшимися судебными постановлениями. В результате изучения международного законодательства, научных исследований и мировой юридической практики разработчиками проекта закона предлагается использование в национальном уголовном процессе термина "кассационное производство".

Основным моментом, отличающим предлагаемую кассацию от действующего надзорного порядка, является то, что предметом рассмотрения суда кассационной инстанции будет являться жалоба кассатора, подаваемая непосредственно в суд кассационной инстанции. Для этого проектом предусматривается установление более узких оснований к пересмотру в кассационном и надзорном порядке (только по вопросам правильности применения материального или процессуального права), закрепление кассационного порядка проверки подавляющего большинства судебных постановлений на уровне судов областного звена, установление исключительного по своему характеру судебного надзора только на уровне Верховного суда с одновременным исключением из компетенции Пленума Верховного суда рассмотрения в порядке надзора конкретных уголовных дел.


Для кассационного обжалования судебных постановлений законопроектом предлагается установление следующих ограничений ("фильтров") для уголовных дел: исключение возможности обжалования в кассационном порядке приговоров, определений и постановлений областных, Минского городского судов, а также судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда, если они являлись предметом апелляционного рассмотрения в Верховном суде. Закрепляется возможность однократного обжалования судебного постановления (обращение в суд кассационной инстанции с повторной жалобой или протестом не допускается). Сохраняется возможность кассационной проверки имеющих значение для обеспечения единообразия судебной практики дел по усмотрению руководителей областных судов и Верховного суда, а также Генеральной прокуратуры.

Рассмотрение дел в кассационном порядке предлагается отнести к компетенции президиумов областного, Минского городского судов (по отношению к приговорам районных судов, апелляционным определениям областного, Минского городского судов), судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда (по отношению к приговорам областных, Минского городского судов). При этом апелляционные определения Верховного суда, вынесенные по результатам проверки принятых по первой инстанции решений областных судов, не будут подлежать обжалованию в кассационном порядке. В случае, если приговор областного суда не был обжалован в апелляционном порядке, то кассационной инстанцией по отношению к нему будет судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда, а надзорной - Президиум Верховного суда. Пленум Верховного суда предлагается освободить от полномочий по рассмотрению уголовных дел в порядке надзора. Принципиальным отличием от ныне действующего порядка подачи надзорных жалоб является предусмотренная проектом возможность обращения с жалобой на вступившее в законную силу судебное решение только в суд кассационной инстанции.

Законопроектом предусматривается также корректировка процедуры надзорного обжалования и опротестования судебных решений. Так, в связи с концентрацией надзорного производства в высшей судебной инстанции название главы 421 УПК, регулирующей производство по пересмотру вступивших в законную силу судебных решений в Верховном суде, приведено в соответствие с ее содержанием. Предложенная проектом новая процедура стадии надзорного производства станет исключительной (чрезвычайной) стадией пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений и будет являться средством обеспечения единства судебной практики. Реализация содержащихся в проекте подходов к установлению возможности обжалования в апелляционном порядке приговоров Верховного суда, вынесенных им по первой инстанции, рассмотрению уголовного дела в кассационной и надзорной инстанциях модернизирует существующую модель правосудия в соответствии с новыми запросами общества и современными стандартами правового развития, повысит уровень правовой защищенности граждан.

Положения проекта отвечают принципам законности, обоснованности и справедливости судебных постановлений по уголовным делам, направлены на обеспечение прозрачности судебных процедур, формирование единообразной судебной практики, повышение оперативности и экономичности судебной деятельности.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter