Суета вокруг пробирок

Каждую минуту в мире один ребенок инфицируется ВИЧ и каждый год рождается одна газетная утка о СПИДе
Каждую минуту в мире один ребенок инфицируется ВИЧ и каждый год рождается одна газетная утка о СПИДе

Удивительная все–таки инфекция — ВИЧ. Вроде бы и говорят о ней уже четверть века, вроде бы и нет недостатка в брошюрах, социальной рекламе, комментариях специалистов, а сколько вокруг этой темы наверчено нелепиц! Проблеме СПИДа как–то не повезло с самого начала. Даже термин «чума XX века», козырнуть которым так любим мы, журналисты, еще в 1988 году возмущал ученых и с этической, и с научной точки зрения: ведь по интенсивности распространения ВИЧ–инфекция и в подметки не годится чуме. Между ними вообще нет ничего общего!.. Дальше — больше. Одна «ВИЧ–сенсация» в прессе начала сменять другую. Взять хотя бы 1999 год, когда стартовала эпопея с чудо–препаратом «Арменикум». Или 2004–й, когда нас пугали «диверсантами–спидоносцами», которые выскакивают из–за угла со шприцем наперевес. Не стал исключением и год нынешний. Некто Эндрю Стимпсон претендует на титул первого в мире человека, чья иммунная система победила ВИЧ лишь с помощью витаминов. Первый тест оказался положительным, второй, спустя 14 месяцев, — отрицательным. Медики резонно предположили, что в один из анализов вкралась ошибка, и пригласили Стимпсона на дообследование. Но человек–феномен, хорошо заработав на интервью крупнейшим английским газетам, скрылся в неизвестном направлении. Сторонники Стимпсона в панике, медики в ярости, публика неистовствует. Ситуация до боли похожа на большой пшик под названием «Арменикум». Уж как мы все переживали за Колю Колесникова, его первого испытателя! И как печален оказался итог, сколько людей утонуло в этом море надежд...

Сенсации подобного рода всегда замешиваются по одному нехитрому рецепту. Его давно расшифровали психологи, подметив, что особенно охотно подхватывается информация неполная, неточная и некомпетентная. Разве будет какая–нибудь Мариванна задаваться вопросом: а был ли Стимпсон? А какова химическая формула «Арменикума»? А кто, где и когда видел «СПИД–террориста»? Зачем? Ведь поданное блюдо так щекочет ноздри! Откуда Мариванне знать, что Программа развития ООН в сотрудничестве с Минздравом даже вынуждена проводить специальные семинары для журналистской братии — для повышения квалификации в этой деликатной сфере? Потому что многие из нас, что греха таить, живут стереотипами и мифами четвертьвековой давности. Ищут вирус в чашках Петри, винят во всех бедах потребителей наркотиков, считают ВИЧ приговором, не подлежащим отсрочке. Тогда как, по словам Лилии Мелешко, заведующей отделом профилактики СПИДа Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья, за прошедшие годы многое изменилось. Медики, к примеру, научились снижать риск передачи ВИЧ–инфекции от матери к младенцу до 8 процентов, научились продлевать инфицированным жизнь на 20 лет. И это при том, что сам вирус, как выяснилось, изворотливее и изменчивее вируса гриппа раз в сто. А дорогостоящая многокомпонентная терапия, которая еще 4 года назад была доступна всего двум белорусам? Сегодня страна ежегодно тратит до 600 тысяч долларов на лечение 115 ВИЧ–инфицированных по самым последним международным стандартам.

По–человечески информационная истерия вокруг СПИДа, конечно же, понятна. Это в нас говорит ужас перед днем завтрашним. Ой, как хочется, чтобы медики побыстрее разобрались с ВИЧ–инфекцией, как со многими другими, прежде непобедимыми болезнями. И такой день обязательно настанет. А потом... придет другой, скорее всего, с новыми «фатальными» угрозами. Найдет ли когда–нибудь человечество средство «против всего и сразу»? Вопрос для философа. Для журналиста я предлагаю другой. А не возродить ли нам в отношении «чумы XX века» старинную практику немецких издателей, которые сомнительные сообщения помечали буквами «N.T.»? Что значит «нон тестатур» — «не проверено». Спору нет, некоторые наши информационные блюда потеряют пикантность, но хотя бы, господа, никого не отравим!
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter