Белорусская мебель - самый популярный наш товар на российском рынке после продуктов

Суета вокруг дивана

Наши мебельщики только за первые семь месяцев года продали россиянам товара на 290 миллионов долларов
Любите ли вы нашу мебель так, как любят ее в России? Пожалуй, там, среди экспортируемых нами непродовольственных товаров, она пользуется почти таким же спросом, как и наши продукты питания.


Примерно половина изготовленных на белорусских мебельных предприятиях стульев, шкафов, диванов, кроватей отправляется в салоны и магазины восточной страны-соседки. В денежном выражении наши мебельщики только за первые семь месяцев года наторговали с россиянами на 290 миллионов долларов. Причем на долю предприятий концерна «Беллесбумпром» приходится только 36 % этой суммы. Остальное – продажи продукции через частные фирмы, амбиции и возможности которых из года в год все больше выходят за пределы внутреннего рынка. Их, по данным концерна, в стране насчитывается около трех сотен. 


Правда, вступивший в силу в июле нынешнего года техрегламент ТС, касающийся безопасности мебельной продукции, может поубавить пыл не только мелких мастерских, но даже крупных предприятий. Заведующая отделом ОАО «Минскпроектмебель» Нонна Кущева напоминает:


— На всю мебель, кроме медицинской, бэушной и использующейся в транспорте, на руках у производителей должны быть документы о качестве и ее безвредности. В том числе и на изготовленные по индивидуальным заказам кухни, письменные столы. 


Количество лабораторных испытаний, которым подвергают мебель, заметно увеличилось. Например, кроме всего прочего, там теперь должны оценить функциональные размеры предмета интерьера, надежность креплений, наличие острых выступающих частей, опасных углов. Вдобавок еще некоторые элементы подлежат проверке в климатической камере. 


Это не значит, что каждый диван разберут до винтика и придирчиво рассмотрят по всем двум с половиной десяткам параметров. Производитель обязан сделать специальный паспорт, в котором указывается, какие материалы используются в производстве, а специалисты выделят из них нужные и проверят.


Испытают секции и кушетки и по другим критериям: на радиацию, запах, статическое электричество… Словом, проверят по массе параметров. Неудивительно, что в аттестованных лабораториях сейчас наблюдается ажиотаж, особенно со стороны частников, работающих по индивидуальным заказам. 


— С 2007 года у нас в стране введена обязательная сертификация мебельных услуг. Мы хотя бы знали, где находятся некоторые производства, в каких условиях выполняются заказы. Сейчас надо проверить по всем параметрам представленные типовые образцы. Успеть надо до января следующего года – это время Ч  для предметов, не подлежавших ранее сертификации и декларации. К тому же в этой очереди и торговая мебель, и офисная, и складская, и кресла для зрительных залов, — перечисляет представитель «Минскпроектмебель».


Одни специалисты уверены: «несерьезные» мастера, работающие больше по газетным объявлениям, не готовые к дополнительной мороке и затратам, уйдут с рынка. Следовательно, и конкуренция уменьшится. Но есть и другое мнение: известные по сарафанному радио мебельщики все равно останутся. Разве часто вы или ваши знакомые, кому под заказ делали, скажем, кухню, требовали какие-то сертификаты? Главное — чтобы глаз радовала да в интерьер вписывалась.


Но есть нюансы, которые перекрывают кислород в том числе крупным производителям мягкой мебели. Для справки: крупнейшим игроком в структуре «Беллесбумпрома» является предприятие «Пинскдрев». Оно выпускает 65 % всех диванов, спален, кресел концерна. На второй позиции — гомельская фабрика «Прогресс». Начиная с 2006 года они проверяли мебель на такой показатель, как воспламеняемость от тлеющей сигареты и от газовой горелки. Зачем последнее? Вряд ли в домашних условиях кто-то пользуется этим предметом. Впрочем, что обывателю непонятно, профи виднее. Раз надо, значит, надо. В случае с испытаниями горелкой результат был положительным, что указывалось и продолжает указываться на маркировке. 


Хотя теперь это уже не по новому техрегламенту. Ведь при изготовлении мебели производителям вообще нельзя использовать легковоспламеняемые ткани и кожматериалы. А чем тогда обивать, недоумевают они? Тем временем в адрес Евразийской экономической комиссии Госстандарт направил письмо с предложением изменить этот пункт. И не только этот. Есть такое понятие, как «трансформация спального места». Проще говоря: насколько легко разложить диван или тахту. Нонна Кущева комментирует: 


— Писали в Москву разработчикам техрегламента. Москвичи говорят, большинство предприятий требование выдерживают, но далеко не все. Будем надеяться, что что-то изменится. В любом случае конструкторам есть над чем поразмыслить. 


Благо, если на руках есть документы, выданные до июля нынешнего года, по ним можно выпускать продукцию до марта 2016 года. Правда, маркироваться такая мебель будет только национальным знаком соответствия. А значит, есть свои нюансы при продаже.


СПРАВОЧНО


Выпуск мебели предприятиями концерна «Беллесбумпром» последние четыре года растет. Если в 2010-м объем производства в денежном выражении составил 267 миллионов долларов, то по итогам 2013-го – уже 342 миллиона. Растет и доля концерна в общем объеме производства. По итогам семи месяцев нынешнего года 40 % всей мебели выпускается на госпредприятиях. Крупнейшие производители – «Пинскдрев», «ЗОВ Леневромебель», «Молодечно мебель». С их линий выходит более 70 % всей мебели. В лидерах по корпусной значится «ЗОВ Леневромебель» (96 %), на спальнях специализируются заводы в Молодечно (20 %) и Слониме (19 %), на мебели для столовых и гостиных — «Пинскдрев» (68 %). Почти 55 % продукции идет на экс-порт. Три четверти заграничных продаж приходится на Россию.

Мария ДРУК


m_druk@mail.ru

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter