Безопасности ради. В самой озерной в стране Витебщине приучают владельцев маломерных судов к порядку

Судное дело

Что должен знать и делать каждый лодочник 

Витебская область самая «синеокая» в Беларуси. Красивую метафору подтверждает цифра: 30 процентов всей обводненности страны приходится на северный регион. Для туристов это плюс. Для работников Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС) Витебской области — повод быть еще более внимательными. Отправляемся с ними в рейд по жемчужине Городокского района — озеру Лосвидо.

Водолаз Сергей Голубев.

Греби по правилам

Строго говоря, представители инспекции, которая с 2013 года в ведомстве МЧС, в дополнительных напоминаниях не нуждаются. Только с начала навигационного периода 2021 года в Витебском регионе проведено более 150 рейдов. За неделю сотрудники ГИМС вместе с ОСВОДом, милицией, прокуратурой отрабатывают 30—40 водоемов. Главная задача — сделать так, чтобы при эксплуатации маломерных судов не пострадали люди, отмечает Александр Ярмош, начальник ГИМС Витебской области:

— Без взаимной заинтересованности не обойтись. Владельцы маломерных судов (к таковым относится судно длиной до 20 метров и пассажировместимостью до 12 человек. — Авт.) обязаны соблюдать правила плавания, а также пользования маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок. Каждый наш рейд — это проверка знаний, дисциплинированности судоводителей и одновременно возможность донести простую истину: о том, чтобы водное путешествие было комфортным и, самое главное, безопасным, нужно думать еще на берегу.

Год назад в стране из-за нарушений правил пользования маломерными судами погибли 15 человек, в том числе семь — на Витебщине. Четверых из них забрало красивое и коварное озеро Освейское в Верхнедвинском районе. Водоем площадью без малого 53 квадратных километра считают вторым по величине в Беларуси. 

За шесть месяцев 2021 года — еще четыре жертвы, которые вышли на воду в северном регионе. Только один из погибших был нетрезв. Остальные потеряли сознание, выпали из лодки и утонули. Будь на них спасжилет, все могло сложиться иначе. Важно не путать спасательный и страховочный жилеты. Первый будет держать ваши голову и тело, как поплавок, даже если вы не в сознании. Страховочный жилет просто облегчает задачу тому, кто оказался за бортом и усиленно гребет к суше.

Александр Ярмош придерживается простого правила: чтобы водное путешествие было комфортным, о его безопасности нужно думать еще на берегу.

Отсутствие жилета — одно из самых распространенных нарушений, замечает Александр Валерьевич:

— В этом же списке — отсутствие полного комплекта оснащения. А именно якоря с якорным канатом, швартовой веревки, водоотливного устройства, медицинской и ремонтной аптечки и т.д. Бывает, спрашиваешь у рыбаков на моторке, где обязательный при такой лодке огнетушитель, а в ответ — тишина… Классика жанра и перевес, когда в самодельную шлюпку, кроме водителя, усаживаются по несколько пассажиров. Не секрет, чем это чревато. 

Рыбалка пуще неволи

Прибрежный песок, как шелк, вокруг — желтые окна кувшинок и размеренное дыхание воды, сбитое предгрозовым ветром… На причале спасательной станции «Лосвидо» волны качают моторную лодку с надписью «ОСВОД». 

— Запрыгивайте! — приглашает присоединиться к водному патрулю Александр Ярмош. — Сразу, пока не заведен мотор, надевайте и застегивайте спасжилеты.

На Лосвидо неспокойно. Озеро волнуется — раз, и волны почти лижут нутро нашего судна. Из-за погоды рыбаков и просто отдыхающих не так много, говорит Александр Валерьевич:

— Смотрите, неподалеку — лодка. Давайте проверим, все ли в порядке.


С точки зрения закона и безо­пасности нет, не все. Судоводитель Петр Смирнов вздыхает:

— Вообще-то, я ответственный, на воде не первый год. Жена — вот, в жилете, а свой, каюсь, забыл. Если нужно, он на даче неподалеку, документы на лодку там же. Зато аптечка при мне, как и баки плавучести с воздухом.

«Забывчивый» витебчанин и его супруга ловят рыбу уже два часа. Вытащили всего одну плотвичку. Попадись сами рыболовы на крючок «водной ГАИ» второй раз, дело закончилось бы не предупреждением — штрафом. Кстати, выплаты могут быть от 0,5 до 50 базовых величин. Александр Ярмош сверяется с базой данных нарушителей:

— В списках вас нет. Поэтому доукомплектовывайтесь, и ни хвоста ни чешуи! Про фонарик, кстати, не забудьте: в сумерках это шанс не столкнуться с другим судном нос в нос.

Вдоль берега курсирует зеленая самодельная лодка, в ней — трое, считая маленькую внучку владельца. 

Отправляться на водную прогулку без жилетов — неоправданный риск. Александр Валерьевич замечает:

— Моему младшему сыну 9 лет. И в лодке, и просто на воде он всегда в спасжилете. Зачем рисковать собственным ребенком? 

Из лодки парируют: мол, девочка плавает лучше многих взрослых, а глубина небольшая. Ответ спорный.

Испытывают судьбу и отдыхающие еще в одной, на этот раз моторной лодки. Муж, жена и сын-школьник бросили якорь посреди озера. Жилеты надеты. Но вот можно ли находиться на судне, способном выдержать до 200 килограммов, втроем? Это не только вес пассажиров, растолковывает Александр Ярмош:

— Сюда же плюсуйте вес мотора, оснащения… Неужели не страшно за собственную жизнь?

Взрослые удивлены, говорят, не знали, как рассчитать грузоподъемность...


Так, рейд за рейдом люди привыкают к тому, что не только на земле — на воде тоже должен быть порядок. Да, порой возмущаются, даже вынуждают на водную погоню, но чаще понимают: такие меры не для галочки — для безопасности. Водные патрули не раз спасали жизни. Например, 3 ­июля из Западной Двины в Витебске достали двух пьяных пловцов. За лодку инспекторов они цеплялись, как за соломинку, вспоминает Александр Ярмош:

— А недавно подарили второй шанс лодочнику, спавшему беспробудным пьяным сном на озере Полонское в Вороновском сельсовете. Неподалеку должен был начать работу большой катер, который тягает надувные бананы, развлекая отдыхающих. Проходя мимо, он создал бы волну. Небольшая лодка зачерпнула бы воду и ушла на дно. Просто счастье, что мы оказались рядом.

Без документов не выходить

Маломерное судно надо зарегистрировать в течение 30 календарных дней со дня покупки. Нередко в инспекцию обращаются владельцы, решившие узаконить свою лодку спустя год или того больше. Нарушение ли это? Да. Как и не вовремя пройденное техническое освидетельствование или вовсе его отсутствие. Отправляться на воду без документов, которые, кстати, необходимо иметь при себе, как и без спасжилетов, тоже табу. Не штрафов ради — чтобы сберечь жизнь и здоровье. 

В ТЕМУ

Недавно в Рога­чевском районе перевернулся прогулочный ­катер. Рассчитанный на восемь человек, он катал почти вдвое больше людей. Схожий случай восьмилетней давности — тоже из Гомельской области. Только последствия куда страшнее: жизни пяти человек не вернуть…

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

В Витебской области зарегистрировано более 33 тысяч маломерных судов. Ежегодно к этому количеству добавляется еще около 1,5 тысячи. С января 2021 года на учет в ГИМС региона поставлено 900 новых лодок, катамаранов, гидроскутеров и т.д. 

С начала этого года на Витебщине выявлено более 360 «водных» правонарушений, более 110 человек грубо нарушили правила пользования маломерными судами. Для сравнения: за весь 2020 год наказаны 92 нарушителя. Аномально жаркая погода этим летом добавила отдыхающих у воды, а заодно — проблем. Осенью рыбаков на лодках станет еще больше. Значит, за водоемами по-прежнему будет нужен глаз да глаз. 

naumova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter