Судебная защита

Кому случалось бывать в судах, тот знает: они не поражают, мягко говоря, ни внешним величием, ни роскошным интерьером. Довольно часто размещаются в зданиях послевоенной постройки. Таковы, например, суды Первомайского и Советского районов столицы, суд Минского района...
Кому случалось бывать в судах, тот знает: они не поражают, мягко говоря, ни внешним величием, ни роскошным интерьером. Довольно часто размещаются в зданиях послевоенной постройки. Таковы, например, суды Первомайского и Советского районов столицы, суд Минского района... Внутри они так же скромны и демократичны. Порой более чем следовало бы! Вот ходит по коридору гражданин и бесцеремонно открывает все двери подряд: «Можно спросить?» Открывает, мало заботясь тем, что за дверьми происходит. Явно не испытывает трепета к суду...

Но, вообще говоря, и не следует трепетать — суд должно уважать! Проведя один день в суде Советского района Минска, убедился: это учреждение для того и существует, чтобы справедливо и законно решать наши с вами проблемы, граждане. Точнее сказать, наоборот: законно — значит и справедливо!

Итак, с чем приходят люди в суд? В 10.00 в зале № 1 судья Алексей Томанов начинает рассмотрение гражданского, типичного в наши дни дела. Супруги Алексей и Надежда Т. подали иск против турфирмы. В августе они «отдыхали» в Турции с 6–летним сыном, заплатив около полутора тысяч долларов. Реалии резко разошлись с рекламой тура и условиями договора. Вместо отдыха — стресс! Они намерены взыскать с турфирмы 6 млн. рублей (по 2 на каждого члена семьи) плюс судебные издержки. Юрист фирмы не желает присутствия прессы, но судья возражение отклоняет: процесс открытый. Впрочем, его завершения я не дождался — рассмотрение перенесено.

В перечне рассматриваемых сегодня дел я насчитал почти полсотни — на десять судей. У судьи Людмилы Савостьян — только административные: 8 дел! Инесса Лазовикова рассматривает главным образом гражданские: семейные, наследственные, имущественные. Их вдвое меньше — они требуют больше времени. У судьи Руслана Анискевича — всего два уголовных дела. Это еще сложнее, сегодня можно и не закончить. Обычный, ничем не примечательный рабочий день, скажет мне позже председатель суда Владимир Чвала. Но пока продолжим знакомство с устройством суда и его буднями.

Что ждет человека (гражданина!), который пришел сюда впервые? Самая необходимая и востребованная информация — на стендах. Образцы исковых заявлений: о расторжении брака, о взыскании долга по договору займа, о возбуждении уголовного дела частного обвинения... Для тех, кто уже окунулся в процесс судопроизводства: порядок ознакомления с протоколом судебного заседания, порядок обжалования и опротестования решений и приговоров...

Если человек не нашел нужных ответов, лучше прийти на прием к судье. Каждый день прием граждан ведут двое судей, по понедельникам — даже трое: с 9.00 до 18.00. Отдельный график — на прием с 18.00 до 20.00.

«Но мы лишь разъясняем закон — консультировать судьи не вправе. За этим следует обращаться к адвокатам, они в соседнем здании», — поясняет заместитель председателя суда Марина Федорова.

(К слову. В этой юридической консультации меня заверили: не стоит бояться и того, что адвокаты «разденут до нитки». Стоимость услуг вам назовут и по телефону. Но лучше прийти лично, на прием. Стоимость консультации, подтверждаю, отнюдь не обременительна. К тому же некоторым категориям граждан — участникам войны, военнослужащим срочной службы, малоимущим, инвалидам, участникам трудовых споров — юридическая помощь оказывается бесплатно. Кстати, имущественное положение имеет значение и для размера пошлины при подаче иска. Суд может ее существенно снизить и даже полностью от нее освободить.)

Судья Марина Федорова приводит такую статистику: за 11 месяцев этого года в суде рассмотрено 894 уголовных дела, 3.617 гражданских и 2.445 административных. На каждого из 16 штатных судей выходит в среднем полсотни дел в месяц! Немыслимая нагрузка!

Но не хотелось бы называть это механическим конвейером. Это — осмысленное и ритмичное производство. Судопроизводство! Помимо 16 штатных судей, здесь работают столько же секретарей судебного заседания, 17 судебных исполнителей (у последних особенно нервная, психологически трудная миссия: взыскание сумм, выселение, конфискация имущества). А еще имеется три канцелярии — по делам уголовным, гражданским и административным, — машбюро, архив. Всего — около сотни человек.

Судьи признаются мне, что работают практически без обеденных перерывов и даже при этом рабочего дня не хватает. Приходится задерживаться или работать дома. В целом суд Советского района на хорошем счету. Но вот одна «цепляющая» особенность — здесь обжалуется много судебных решений. Есть и объяснение. Возможно, предполагает М.Федорова, виноват ваш брат–журналист. В районе расположено множество редакций различных СМИ. Против иных частенько подаются иски о защите чести и достоинства. Решения по таким делам, как правило, и сопровождаются жалобами.

Для суда это, может быть, не очень хорошо, зато для истцов — наоборот! Защита их гражданских прав действительно гарантирована.

Председатель суда Советского района Владимир Чвала каждое утро получает список дел, назначенных к рассмотрению. Обязательно выделяет те, которые требуют особого внимания и контроля. Сегодня таковым оказался процесс по поводу гаражного кооператива. О конфликте, породившем это «резонансное» дело, многие минчане наслышаны, в нем сотни потерпевших.

Гаражный кооператив «Авто–90» получил земельный участок во временное пользование — под металлические гаражи. Но многие умудрились — не без помощи руководства ГСК — построить капитальные. Большинству удалось их зарегистрировать, а потом и продать. Поступило около 200 (!) исков прокуратуры — о признании сделок купли–продажи недействительными. Но в таком случае бывший владелец обязан будет вернуть деньги. А иные давно живут за границей... Очень сложное дело! Не все пострадавшие, очевидно, будут довольны его исходом. Но... закон есть закон.

Парадокс в том, что нам, журналистам, люди нередко жалуются... на суды. Пройдя все инстанции, включая Верховный Суд, остаются недовольны, присылают бумаги в редакцию и требуют «восстановить справедливость». Мы обычно отвечаем примерно так: «Извините. Что законно, то и следует считать справедливым».

Правильно ли отвечаем? Я прошу председателя суда ответить и заодно подытожить, прокомментировать мои впечатления. Которые вкратце таковы: суда и людей в судейских мантиях бояться не нужно!

«В целом работа суда отвечает и нормам закона, и принципиальным требованиям Минюста и Верховного Суда, — говорит Владимир Чвала. — Мы реально гарантируем людям судебную защиту их гражданских прав. Все наши судьи не только профессиональны, но внимательны и корректны — это требование обязательное, повседневное! Но недовольные остаются. Люди по закону имеют право жаловаться и пользуются им. Но в гражданском споре каждая сторона считает себя правой, хотя одна неизбежно проигрывает. Нужно уметь это принимать.

Обоснованна и часть жалоб — не на приговор или решение, а на организацию работы самого суда. Решения и постановленный приговор должны быть исполнены в срок. Иногда бывают сбои, норма нарушается и по субъективным причинам, по нашей вине.

Говорю не в оправдание: зарплата судей и исполнителей сейчас вполне пристойна, достойна, жаловаться нельзя. Но этого не скажешь о техническом персонале. От которого не в последнюю очередь зависит четкость судопроизводства.

Очень велика текучесть: объем работы и напряжение огромны, а зарплата невелика. У работников канцелярии — до 300 тысяч. В любом ЖРЭО юрист с высшим образованием (у нас преобладают такие) заработает вдвое больше. За год сменилась почти половина секретарей судебного заседания. В целом по минским судам статистика не радует: за 2004 — 2005 годы поменялось 100 процентов секретарей. Это в среднем: где–то люди работают годами, а где–то меняются через 2 — 3 месяца.

Вторая проблема — условия работы, наши помещения. Знаете, когда я пришел на эту должность, здание было совсем ветхим. Иные посетители открывали двери едва ли не ногами. Но стоило сделать пристойный ремонт, как уважения к суду тут же прибавилось. Поверьте, речь не только и не столько об удобстве судей! Когда даже на работе люди привыкли к комфортным офисам, нельзя, чтобы в суде они видели бедную контору. Здесь престиж не только человека в мантии, не только суда как учреждения, но и самого института правосудия!

Строительство нового здания планируется, предусмотрено финансирование. Но вопрос его размещения — при полной поддержке администрации района, Минюста — дискутируется уже год. Нам дважды выделяли площадки, но всякий раз участок отходил под другие цели...»

Вечер. Председателю суда подают итоговую сводку. Без учета административных дел к рассмотрению было назначено 8 уголовных и 21 гражданское. Рассмотрено 6 и 17 соответственно. День как день.

Как обычно, обошлось без эксцессов. «Схватки» конфликтующих сторон хоть редко, но бывают. Но только в коридорах. Случалось и вызывать охрану. В святая святых — в залах судебного заседания такого не было никогда! Сколь бы ни были граждане эмоциональны, обиженны, недовольны и даже обозлены, к суду относятся с должным уважением. Потому что все сильнее в общественное мнение проникает убеждение — судебная защита гражданину гарантирована!

Фото Виталия ГИЛЯ, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter