Судебная защита: межгосударственный аспект

Сегодня в Минске открывается Международная научно-практическая конференция «Судебная защита инвестиций, права собственности и иных гражданских прав». Наш корреспондент задал три вопроса председателю Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь Виктору Каменкову

Сегодня в Минске открывается Международная научно-практическая конференция «Судебная защита инвестиций, права собственности и иных гражданских прав», в которой принимают участие представители двух десятков стран. Посвящена конференция 85-летию экономического правосудия Беларуси. Наш корреспондент в этой связи задал три вопроса председателю Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь Виктору КАМЕНКОВУ. 

— Виктор Сергеевич, чего вы ожидаете от международной конференции? 

— Помимо разрешения вопросов внутреннего характера, в последнее время мы активно  развиваем  деятельность, направленную на создание единого правового пространства с дружественными Республике Беларусь государствами, прежде всего с Российской Федерацией. Эта задача выполняется с участием хозяйственных судов в подготовке и подписании межгосударственных соглашений, а также в процессе работы над унификацией внутреннего законодательства. ВХС выступил с новой инициативой и предложил нашим коллегам из высших судебных инстанций более 20 иностранных государств Европы, Азии, Америки и Африки подписать международные ведомственные договоры. Уже имеются положительные отзывы и подписанные договоры. 

Нет ничего ценнее международного опыта, выработанного усилиями поколений, коллективным сознанием, нет ничего полезнее обмена им, информирования о состоянии законодательства в этом или ином государстве в тот или иной период времени. Это один из лучших способов решения существующих правовых проблем. Мы неоднократно высказывались о  заинтересованности в проведении регулярных встреч специалистов высокого уровня, судей различных государств. Мы готовы взять на себя хлопоты по их организации. 

Единообразное применение международных соглашений в рамках Содружества Независимых Государств является постоянной темой  деятельности Совета председателей высших арбитражных, хозяйственных, экономических и других судов, разрешающих дела по спорам в сфере экономики, соглашение о создании которого принято 7 октября 2002 года в г. Кишиневе. Деятельность Совета председателей способствует укреплению межгосударственного сотрудничества и расширению взаимной правовой помощи по экономическим спорам, выработке согласованных подходов в решении вопросов гармонизации хозяйственного законодательства и судебной практики по его применению, объединению усилий в обеспечении исполнения решений судов одного государства на территории другого. Наработанный опыт сотрудничества Совета председателей (мне в настоящее время доверено его возглавлять) я предлагаю распространить на широкий круг участников нашей конференции. 

— Конференция посвящена юбилею хозяйственного правосудия Беларуси. Думается, есть смысл сделать небольшой исторический экскурс. 

— Хозяйственные суды отсчет своей истории начинают с создания в 1922 году арбитражных комиссий для разрешения имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями. Несколько позднее – 3 мая 1931 года — было утверждено Положение о Государственном арбитраже. В нем указывалось, что Госарбитраж «учреждается для разрешения имущественных споров между учреждениями, предприятиями и организациями обобществленного сектора в направлении, обеспечивающем укрепление плановой и договорной дисциплины и хозяйственного расчета». С этого времени стали образовываться, помимо государственного арбитража, и ведомственные. 

Новейшая история начата в 1991 году, когда на смену государственным и ведомственным арбитражам в Республике Беларусь пришли хозяйственные суды. 5 июня 1991 года Верховный Совет Белорусской ССР принял Закон «О хозяйственном суде в Белорусской ССР». С момента образования системы хозяйственных судов берет начало процесс формирования нового правового механизма разрешения экономических споров. 

Деятельность хозяйственных судов направлена на обеспечение доступности и оперативности правосудия, повышение его качества, чему в значительной степени способствовало принятие новой редакции Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь  в 2004 году. Новая редакция ХПК, которая вступила в силу 7 марта 2005 года, является третьей редакцией кодекса, которая была инициирована главой государства по предложению Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. 

— Не секрет, что законодательство должно оперативно реагировать на серьезные изменения в общественной жизни и, как минимум, соответствовать им. Насколько это удается возглавляемому вами суду? 

— Хотел бы обратить  внимание на новаторскую роль системы хозяйственных судов и тот вклад, который они внесли в процессуальное законодательство Республики Беларусь и реформирование существующей судебной системы.  В настоящее время наш суд работает над введением процедуры посредничества, которая в целях урегулирования спора мирным путем предусмотрена  в действующем ХПК, но до настоящего времени в силу объективных причин не заработала. 

Хозяйственные суды в пределах своей компетенции и посредством  присущих им правовых методов способствуют реализации реформ, проводимых в нашем государстве, направленных на создание эффективного механизма хозяйствования, улучшению инвестиционного климата, совершенствованию действующего законодательства, а также защите прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter