Судебная система: новое качество

Правосудие должно быть доступным, оперативным и справедливым...

Правосудие должно быть доступным, оперативным и справедливым. Этот постулат лежит в основе документа, подписанного Президентом 10 октября, — Указом № 454 утверждено Послание о перспективах развития системы общих судов. Важность события в том, что послание отнюдь не является декларацией пожеланий: в нем содержатся конкретные поручения по совершенствованию работы судов, устранению недостатков и повышению качества правосудия. Меры, которые будут приняты, обещают серьезно изменить облик нашей Фемиды.


Напомним, 3 июня 2011 года прошло известное совещание судей с участием Президента, на котором было откровенно отмечено следующее: хотя в деятельности судов нет проблем системного характера, однако имеются факторы, препятствующие их работе. Высокая нагрузка на судей, текучесть судейских кадров, падение престижа профессии судьи, несовершенство законодательства — все это является благодатной почвой для отдельных фактов формализма и волокиты, необоснованного привлечения граждан к уголовной и административной ответственности, неисполнения судебных решений. Такие негативные явления, в свою очередь, вызывают справедливые нарекания и жалобы людей. В послании четко оговаривается, что необходимо предпринять для искоренения выявленных недостатков.


Акцентируя внимание на повышении качества правосудия, Президент считает необходимым ввести обязательную специализацию по категориям дел в многосоставных судах, а также рассмотреть вопрос о создании специализированных судов. Предлагается со временем ввести в уголовный процесс элементы апелляции, причем с дальнейшим расширением их применения как в уголовном, так и в гражданском процессах. Будет расширена праворазъяснительная работа судов, в том числе посредством встреч в трудовых коллективах и с помощью СМИ. Особое внимание уделено взаимодействию экспертных учреждений с судами и правоохранительными органами, — чтобы исключить волокиту при производстве различных экспертных исследований.


Пресс–служба Президента сообщает, что для оптимизации нагрузки на судей предлагается рассмотреть вопрос об упрощении процедуры судопроизводства по делам об административных правонарушениях, о введении альтернативной подведомственности по ряду категорий таких дел. Дела о мелком хулиганстве, мелком хищении, распитии алкогольных напитков или пива в общественном месте — разумеется, при признании вины правонарушителем — могли бы рассматриваться и без судебного вмешательства. Точно так же, как и бесспорные требования, вытекающие из гражданско–правовых отношений, — их необходимо передать на разрешение другим органам. К примеру, нет нужды в судебном порядке рассматривать задолженность по оплате жилья или возвращению банковского кредита, если она очевидна и не оспаривается должником.


Аналогично предлагается поступить и с делами о разводах по взаимному согласию между супругами, которые не имеют несовершеннолетних детей и споров об имуществе. Право расторгать браки в этом случае планируется передать ЗАГСам.


С целью совершенствования судопроизводства Президент поручил изучить вопросы создания института предварительного судебного заседания по уголовным делам, введения согласительного процесса, а также института присяжных заседателей. Вместе с тем предложено расширить роль судьи на стадии досудебной подготовки дела, что позволит урегулировать и разрешать споры без проведения судебных разбирательств, прекращать уголовные дела в связи с примирением пострадавшего с обвиняемым.


Президент считает необходимым шире использовать возможности судов по прекращению производства по уголовным делам на стадии предварительного расследования. При этом виновные могут освобождаться от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием и по другим основаниям. Будет рассмотрен и вопрос о возможности исключения из санкций ряда статей УК и


КоАП нижнего предела наказания и вида административного взыскания. Особо указано, что суды должны принимать необходимые меры по дальнейшему сокращению количества осужденных к лишению свободы, если в санкциях статей УК предусмотрены другие, более мягкие виды наказания.


В послании говорится, что факты необоснованного осуждения и привлечения граждан к административной ответственности должны быть исключены. Для этого предлагается повысить качество предварительного расследования, обеспечить качественное поддержание государственного обвинения в судах и ряд других мер. Наверняка ближайшее создание Следственного комитета поспособствует реализации этих планов.


Особое внимание уделено вопросу исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов. Президент считает, что в перспективе необходимо наделить председателей судов правом принимать меры административного воздействия (вплоть до административного ареста) к должникам, уклоняющимся от выплаты взысканных с них сумм. Будет обеспечен доступ судей и судебных исполнителей к необходимым для работы базам данных МВД, организаций по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, других государственных организаций. Кроме того, поручено проработать вопрос о целесообразности создания единой службы судебных исполнителей общих и хозяйственных судов.


Немалая часть поручений Президента связана с технической стороной осуществления правосудия. В частности, в деятельность судов в 2012 — 2013 годах будут поэтапно внедряться средства аудио– и видеозаписи одновременно с организацией видеоконференцсвязи между общими судами всех уровней. Бумага уходит в прошлое: предлагается обеспечить материально–техническую базу и нормативное регулирование фиксации и хранения информации о ходе судебного процесса на электронных носителях. Судебная повестка как единственное средство вызова в суд тоже отживает свое — поручено расширить формы и методы извещения участников процесса о времени и месте рассмотрения дела.


В послании также говорится о том, что необходимо предпринять для усиления кадрового потенциала судов. Предусмотрены меры по повышению престижа судейской профессии, повышению качества переподготовки судей и руководителей судов. Предложено отменить процедуру согласования кандидатур на должности судей с местными исполнительными и распорядительными органами, изучить вопрос о целесообразности создания академии юстиции.


Очевидно, что столь всеобъемлющее послание Президента станет основным документом, определяющим реформирование нашей судебной системы на ближайшие годы. Теперь дело за механизмами внедрения этих поручений в жизнь. В соответствии с указом Верховный Суд совместно с Высшим Хозяйственным Судом, Советом Министров и Генеральной прокуратурой должны в месячный срок разработать и утвердить план мероприятий по реализации положений послания.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter