Судебная перспектива

С 1 июля начнет действовать Таможенный союз Беларуси, России и Казахстана с единой таможенной территорией, тарифом...

С 1 июля начнет действовать Таможенный союз Беларуси, России и Казахстана с единой таможенной территорией, тарифом. Появится и судебный орган по разрешению споров. Каким образом будет работать новая международная судебная инстанция, корреспондент «СБ» поинтересовалась у заместителя начальника управления правового обеспечения внешних связей Министерства юстиции Ярослава Будника.


— Прежде всего отмечу, что сейчас наиболее яркий интеграционный проект на постсоветском пространстве — Евразийское экономическое сообщество. Еще в октябре 2007 года главы государств наделили Суд ЕврАзЭС полномочиями по разрешению споров в создаваемом Таможенном союзе. Однако для воплощения этого решения еще требуется внести некоторые существенные поправки в юридические международные документы. Страны очень осторожно, с учетом важности вопроса, относятся к разработке подобных проектов. Ключевым является вопрос о компетенции суда. Напомню, что сегодня функции Суда ЕврАзЭС временно выполняет Экономический суд СНГ. И после расширения компетенции судебного органа ЕврАзЭС Экономический суд СНГ станет де–факто единым международным судом на постсоветском пространстве.


— Что изменится в его работе с 1 июля?


— Планируется, что суд будет разрешать споры о правомерности актов, принятых в Таможенном союзе, толковать международные договоры, которые составляют договорно–правовую базу союза, рассматривать споры между Комиссией Таможенного союза и государствами, входящими в его состав, решать прочие задачи. При этом не предполагается, что он будет принимать заявления хозяйствующих субъектов. Специально для этих целей создан Экспертный совет.


— Справится ли Экономический суд с новыми обязанностями?


— Уверен, да. Об этом свидетельствует его многолетний опыт работы. Правда, понадобится некоторая модернизация. Во–первых, необходимо расширять его компетенцию как в отношении категорий подсудных ему споров, так и в отношении субъектов, уполномоченных обращаться в суд. Во–вторых, решения Экономического суда должны стать обязательными, а не быть рекомендательными. В–третьих, государствам — участникам СНГ хорошо бы проявлять больше активности. Сейчас по разным причинам среди судей представлено лишь 5 государств (Беларусь, Россия, Казахстан, Таджикистан, Кыргызстан). Кроме того, суду пора заработать на постоянной основе. Ну и, в–четвертых, пришло время развивать систему третейского разрешения споров.


Чтобы эти и другие аспекты совершенствования деятельности Экономического суда СНГ воплотились в жизнь, необходимо подписать соответствующий международный договор. Наша сторона предпринимает все возможные усилия, чтобы в ближайшее время он был заключен и Экономический суд СНГ вышел на качественно новый уровень развития.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter