Двигатель сбитого советского штурмовика Ил-2
Музей надежды
В год 75-летия Победы не проходит и недели, чтобы Ксения не получала писем из разных уголков страны и не только. В каждом послании – просьба отыскать сведения о родственниках, чьи судьбы, переплетенные с полоцким регионом, навсегда изменила война. Люди пишут, потому что знают: им обязательно помогут. Ксения рассказывает:
– Такая уверенность родилась не на пустом месте, а благодаря основателю музея Евгении Трапезниковой. Именно она в свое время прославила его на весь Советский Союз. Недавно ее дочка написала книгу «Наша бабушка» – пронзительную, искреннюю, такую, какой была и сама Евгения Анатольевна.
На территории современного Новополоцка до Великой Отечественной войны размещались два десятка деревень. В том числе из их жителей были сформированы партизанский отряд «Смерть фашизму» и бригада «Неуловимые». Евгения Трапезникова, которая работала учителем языка и литературы, однажды столкнулась со сложной задачей, делится Ксения Антонова:
– Ей достался проблемный класс, и, чтобы увлечь и заинтересовать ребят, Евгения Анатольевна принесла на внеурочное чтение автобиографическую книгу Михаила Прудникова «Неуловимые». События – реальные, а в главных персонажах подростки вдруг с удивлением стали узнавать живших по соседству часовщика, работника магазина. Все они в прошлом были партизанами – настоящими героями.
Вскоре вчерашние неслухи стали хорошо себя вести, подтянулись в учебе. Вместе с Евгенией Трапезниковой ходили в походы по местам боевой славы, организовывали вахты памяти, даже международные, а самое главное – общались с ветеранами. Так, по крупицам создавался музей, который в этом году отмечает 50-летие. Школьники вели переписку с участниками Великой Отечественной со всего ближнего и дальнего зарубежья. Они отправляли ветеранам анкеты, которые возвращались со снимками и историями о самом ярком воспоминании военных лет. Позже с помощью студентов и преподавателей Полоцкого государственного университета анкеты были оцифрованы. К слову, в ближайшее время стартует научно-образовательный проект, который позволит ознакомиться с перепиской всем желающим.
Портреты говорят
В музее боевой славы два зала и немало уникальных экспонатов. Самый весомый (в прямом смысле) – двигатель от советского штурмовика Ил-2. Евгения Трапезникова вместе с ребятами долго искали и в итоге нашли место гибели пилота.
Ксения Антонова тоже настоящий энтузиаст, а еще поисковик со стажем. За свою работу отмечена медалями «75 лет освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков» и Смоленского регионального отделения «Поискового движения России». Одна из недавних успешно реализованных ее идей – выставка «Фронтовой портрет. Судьба солдата». Это совместный проект Музея истории и культуры Новополоцка и Музея Победы на Поклонной горе:
– В 2017-м я стала участницей международной научно-практической конференции в Москве и узнала о портретах белорусов, хранившихся в фондах Центрального музея Великой Отечественной войны. О героях картин было известно немного: имя, возраст, место рождения. Решила проследить их военную биографию. Так, десять привезенных из Москвы портретов, созданных военными художниками движения имени М. Грекова, обрели историю.
На всех – незаурядные личности, настоящие патриоты. С одного портрета смотрит уроженец Гомеля хирург эвакуационного госпиталя Карл Грищенко. С другого – профессиональный снайпер хрупкая 19-летняя Ольга Москалева из Суражского района. Не все они дожили до Победы. Одним из тех, кому это удалось, был Максим Кункис из Дисны. Родных снайпера, уничтожившего 120 фашистов, удалось отыскать. Ксении улыбнулась удача – один из сыновей героя живет в Новополоцке.
А прадед «Боевой»
Ксения Антонова ставит перед собой амбициозную цель: отыскать потомков каждого смотрящего с картин земляка. О том, насколько важно помнить свои корни, главный хранитель фондов из Новополоцка знает не понаслышке. Недавно она собрала полную информацию о своем прадеде по материнской линии Игнате Сергееве, бойце спецотряда НКВД СССР «Боевой», состоявшем из заслуженных мастеров спорта, опытных альпинистов, борцов, бегунов. 38-летний Игнат Сергеев, начинавший в отряде бок о бок с будущим первым секретарем ЦК Компартии Белоруссии Петром Машеровым, тоже был не промах. К тому времени за плечами уроженца Полоцкого района были армейский саперный батальон, большой опыт работы трактористом. Прадед был крепким, сильным, рассказывает Ксения:– Про таких говорят – косая сажень в плечах. Дожил почти до 100 лет и не растерял оптимизма. В прошлом честный, толковый председатель колхоза до последнего любил работать на земле и оставался в родном Кочережино.
Ксения по праву гордится прадедом, с сентября 1942-го по июль 1944-го воевавшем в отряде «Боевой». Находясь в спецгруппе НКГБ БССР, действовавшей в тылу противника, Игнат Васильевич участвовал в рельсовой борьбе и спуске двух эшелонов, в подрыве двух автомашин и мостов – железнодорожного и на большаке. Кроме этого, он дважды вступал в бой с фашистами, уничтожив 29 и ранив 18 вражеских солдат и офицеров. За проявленные смелость, мужество и героизм Игнат Сергеев удостоен множества наград. В том числе орденов Красной Звезды и Отечественной войны II степени, а также врученной ему уже в мирное время медали Жукова.
naumova@sb.by