О роли Президента в новейшей истории Беларуси

Судьбоносные решения в интересах людей

Многие белорусские эксперты и публицисты выход суверенной Республики Беларусь из коллапса лихих 90‑х, формирование идентичной социально ориентированной модели государственности, создание ряда конкурентных на мировых рынках не только новых производств, но и целых отраслей объясняют наличием института президентства. С их точки зрения, он стал синонимом подлинной независимости и суверенитета Беларуси.

Достаточно обратиться к новейшей истории некоторых наших стран‑соседей, когда при наличии в Конституции института президентского правления слабый лидер или лидер, который проводил антинародную политику в интересах узкой группы олигархов, зарубежных кукловодов, не просто терял доверие своих избирателей и дискредитировал непосредственно президентскую форму правления как таковую, но и приводил свою страну если не к коллапсу, то к скатыванию к роли третьестепенного игрока на международной арене.

В связи с чем позволю себе утверждать: именно избрание во втором туре всенародного голосования 10 июля 1994 года Александра Лукашенко первым Президентом Республики Беларусь стало тем судьбоносным решением, которое определило дальнейший вектор развития суверенной Беларуси.

Как утверждают теоретики государственного управления, ни одна из личностей не может творить историю по собственному произволу. Как правило, неординарные политические лидеры и судьбоносные идеи общества, которые они выражают, возникают в кризисные, переломные моменты истории, создающие условия для того, чтобы личность могла не только себя проявить, но и реализоваться.

Исторический выбор Александра Лукашенко первым белорусским Президентом полностью подтверждает эти тезисы. Большинство избирателей проголосовали за своего избранника‑президента, делегируя ему полномочия в лидерстве и руководстве страной, в своей личной судьбе. Именно такой посыл позволил относительно молодому политику выиграть острую президентскую гонку, сформировать собственную парадигму управления, в основе которой лежат интересы простого человека.

Надо ли говорить, что Александр Лукашенко прекрасно осознавал важность и обязательность следования этому судьбоносному решению. Не все, даже его союзники по избирательной кампании, разделяли такую точку зрения. Президента убеждали, что Беларуси не нужны огромные предприятия, доставшиеся в наследство от СССР. Предлагалось пойти по пути приватизации и продажи «голубых фишек» западным ТНК. В свою очередь, Александр Лукашенко за советом, как говорится, «пошел в народ»: посещал предприятия, общался с трудовыми коллективами, вникал лично во все проблемы. Как следствие, через несколько лет при активной поддержке государства удалось не только восстановить полноценную работу большинства заводов и фабрик, но и значительно нарастить их потенциал, создать новые производства и целые отрасли.

В 2000‑х Беларусь первой из стран СНГ продемонстрировала стабильный рост экономики. Если после развала СССР спад национального ВВП произошел на 48 процентов (это фактически вдвое больше, чем после Великой Отечественной войны), то с 1998 по 2005‑й ВВП увеличился с 15 до 30 миллиардов долларов. И за последующие три года вновь удвоился! Подобные случаи в мире можно сосчитать на пальцах, а с индустриальной открытой экономикой такое было впервые.

В декабре 1999‑го при определяющей роли белорусского Президента был подписан Договор о создании Союзного государства, благодаря которому заложен крепкий фундамент стратегического партнерства с Российской Федерацией. И, как сейчас модно говорить, белорусская экономика вышла на устойчивый тренд роста ВВП.

Правильность сделанного выбора подтверждают и современные реалии. Даже наши недоброжелатели отмечают опережающий, по сравнению с большинством западных стран, рост валового продукта и уровня жизни населения. Особенно в преодолении вызовов, с которыми Беларусь столкнулась во время пандемии коронавирусной инфекции и беспрецедентного санкционного давления со стороны ряда недружественных стран.

Сегодня нашу страну по праву называют высокотехнологичной. Обеспечена абсолютная продовольственная безопасность. Беларусь — лидер промпроизводства в ЕАЭС. Белорусские машины полностью закрывают свой рынок и продаются более чем в 80 странах. Растет уровень восприятия и доверия к нашей стране на международной арене. Прием Республики Беларусь в полноправные члены ШОС это подтверждает.

На повестке дня стоит стратегическая задача по достижению технологического суверенитета в сквозных сферах, которые обеспечат долговременную устойчивость всей экономики в нынешний непростой период глобальной турбулентности.
Всего этого Беларусь добилась благодаря выбранной на заре формирования белорусской государственности модели управления и взвешенным, часто непростым в реализации, но, как показали прошедшие три десятилетия, грамотным решениям Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко.
Георгий ГРИЦ, кандидат экономических наук, экономический аналитик

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter