Евгения Ивковича, несмотря на скромность, всегда замечали, отмечали добрым словом и наградами

Судьба воздает по заслугам

Евгений ИВКОВИЧ.
По существующим журналистским штампам каждое интервью с артистом обычно заканчивается вопросом «Какие роли еще хотелось бы сыграть?». Я спросила об этом Евгения Ивковича в самом начале беседы и получила неожиданный ответ:

— Хочу сыграть все. А что удастся — не знаю.

Вот тебе и раз! Актер мощный и глубокий, известный в своей среде редкой дисциплинированностью. Сумел сыграть столько, о чем иной может только мечтать. Откуда жадность такая? 

Высокий, стройный, подвижный, красивый. Очень заметный, но в силу характера скромный. Делал много, но никогда не выпячивался, предпочитал оставаться в тени. Между тем его всегда замечали, отмечали добрым словом и наградами. На сегодняшний день это многочисленные дипломы, грамоты, нагрудные знаки, медаль Франциска Скорины и звание заслуженного артиста Республики Беларусь.

Мне очень долго не удавалось написать его творческий портрет, хотя знакомы мы давно. Откладывала намерение в ожидании какой-то новой судьбоносной роли. Казалось, надо что-то пересмотреть заново, лучше обдумать, за что-то зацепиться. Оказалось, до пятидесятника добрался, а портрета или глубокого интервью не случилось. Ивкович честно делал свое актерское дело, не ощущая себя звездой. Тщательно вынашивал каждую роль без всякой скороспелости. Маленькая, большая — не важно. Потом их списывал и шел дальше.

График судьбы

Как же так? Все при нем: талант, харизма, органика, хорошая профессиональная подготовка. Герой-любовник. Острохарактерный артист. Интеллектуал. Объект пристального женского внимания. Одного не умеет: быть человеком без свойств — сереньким, незаметным. При таких данных все норовят залезть в личную жизнь, раскрутить на скандальные подробности, уговорить рассказать анекдоты, наделать селфи и выложить в интернет. Вот она, дешевая популярность, которая может принести успех. А его здесь нет. Ему стыдно.

Мог бы при желании сыграть на простом происхождении, обычной семье, незнатных родителях. Сам вырос, выучился, поднялся из далекого полесского городка Столина до столичной известности. Ивкович себя никогда не пиарил.

Есть в актерской жизни одна непредсказуемая случайность. Надо, чтобы тип харизмы артиста совпал с запросами времени. Получишь звездную роль, сыграешь здорово — наутро проснешься знаменитым. А если такая роль, пьеса, фильм, режиссер не подворачиваются? Что делать? Куда бежать? И надо ли суетиться?

Евгений ИВКОВИЧ: «Понятие «театр» в семье всегда звучало».
bgmteatr.by

Ивкович был готов соответствовать герою сегодняшнего времени, но соответствующие пьесы не попадали в репертуар театра. Его постоянно занимали в классике, но режиссеры были не самого лучшего качества. Его стойко определили в современную зарубежную пьесу на роли европейских мужчин — опять что-то не складывалось. Даже поступить в хороший вуз к хорошему мастеру и учиться актерской профессии не удалось. С ходу, с первого раза.

Все пришло позже. И все-таки пришло. Выучился в университете культуры и Белорусской академии искусств. По образованию имеет специальности культпросветработника, режиссера, педагога. Учителями были Григорий Боровик, Людмила Стародумова, Рид Талипов, Андрей Андросик, Модест Абрамов. Актерское образование не получил, но освоил в ходе работы. Горд тем, что:

— На сегодняшний день владею этой профессией лучше всего остального. Она любимейшая. Подтверждение — список ведущих ролей в пьесах таких авторов, как Шекспир, Лопе де Вега, Мольер, Генрик Ибсен, Артур Миллер, Нэт, Тома, Камолетти, Пуаре, Островский, Чехов, Булгаков, Гончаров, Виталий Вольский. Уж как я там играю, лучше вы, критики, расскажете.

Вся жизнь — в образах.
Мы бы рассказали, да не всегда получается восстановить то, что было давно. Судьба спектакля, как короткая жизнь. Что было давно — никто не вспомнит или отделается короткой оценкой: «Здорово!», «Ерунда!». Был спектакль и ушел. Останется несколько строк в СМИ. В них актера иногда и не упомянут за неимением свободного места. Я с удовольствием рассказала бы о тех прекрасных работах его молодости, которые видела. Одинокий растерянный Джерри в спектакле «Двое на качелях». Эту роль в разных театрах играли Михаил Козаков, Ростислав Янковский. У Ивковича Джерри заставлял вспомнить героев Достоевского. Недаром критики отмечали владение психологией образа.

Могла бы рассказать об очень смешном в своей интеллигентной наивности Окулисте в спектакле «Кароль» по Мрожеку. Это был спектакль-клоунада, и у Ивковича открылось второе дыхание, о котором он не подозревал. А дальше — дядюшка Адуев в «Обыкновенной истории» И. Гончарова, чеховский Тригорин из «Чайки» и просто Ваня из спектакля «Саня, Ваня, с ними Римас». Ролей море. Значительную часть их видела. Но пора дать слово Евгению Валентиновичу:

— Нас учили хорошо понятиям темы, сверхзадачи, сквозного действия. Тогда это часто казалось скукой. Только поработав в театре, понял, как важно иметь такой фундамент. На нем выстроишь роль, определив, откуда я, чего хочу, что не получается в жизни.

На многое в моей судьбе повлиял жизненный опыт отца Валентина Александровича, режиссера. Прежде всего миссионерство профессии актера, чувство правды и совесть. Легче всего надеть характерность, как маску, и всех обмануть. Сейчас мы работаем очень быстро. Роль не успевает дозреть. Приходится дорабатывать позже, уже на публике. На премьере ты такой, через пару лет в том же спектакле совсем другой.

Меня никто не раскручивал. Разве что отец иногда подгонял. Он занимался режиссурой в маленьком провинциальном городке Столине. Понятие «театр» в семье всегда звучало, но о переезде ближе к Минску никто никогда не мечтал.

Актерская работа — это не только подарок от родителей. Это труд по воспитанию самого себя. Дальше все зависит от того, как ты будешь набирать знания и опыт, развивать свои способности. Я всегда хотел работать. В кино. На радио. На телевидении. Свое сегодняшнее умение добывал бурным опытом работы на два города: Молодечно — Минск.

Жизнь в электричке

Когда учился в университете культуры, жил и работал в Минском областном драматическом театре города Молодечно. Эти четыре с лишним года растянулись на очень важный этап жизни. На учебу и с учебы, на работу и с работы приходилось ездить на электричках. Два часа туда, два — обратно. Зато это время, отданное чтению книг. Тогда, в конце 1990-х, дурман мобильников не охватывал пассажиров. Они смотрели в окно, беседовали, читали. Ивкович рассказывает:

— Люди сейчас читают мало. Целый пласт хорошей литературы проходит мимо них. Если можно так выразиться, в их «читальном зале» материалы из интернета, сайты, Фейсбук. Но многие еще смотрят ТВ и знают артистов с экрана. Туда, на экран, стремятся все.

Кино

Ивкович в кино особенно не стремился, но его вскоре заметили и стали приглашать. Он рано понял, что в кино можно надеть маску и работать в ней несколько серий. В нынешних сериалах один и тот же набор приемов, артистов, режиссерских ходов. Иногда они сливаются в какой-то бесконечный «Мухтар» или «След». У каждого опытного артиста есть много наработок, чтобы быстро войти в кадр и что-то изобразить. Евгению Валентиновичу этого не хотелось. Он всегда настраивается на что-то обдуманное, стараясь любой образ пропустить через себя. Но сложилось смешно — маленькие роли исключительно фашистов и врачей.

Боясь остаться в стороне от дела, он соглашался на эпизоды. Работал честно, старательно. Получил большую интересную работу в «Следах апостола». Опять немец. 

В результате фильмография артиста состоит из 60 наименований. Конечно, кино приносит деньги и узнаваемость, но там иногда, если повезет, можно реализовать и свой талант.

Путешествие

Женя ускользает от разговоров о своей личной жизни. Женат давно и счастливо. Жена — медик и красавица. Есть удачное продолжение рода.

Он любит путешествия. Конкретные и философские. Самый распространенный в театре и кино образ — путешествие по дороге человеческой жизни. Сквозь время, потрясения, изменение пространства и людей путешествие предполагает внутреннее обновление. Впечатления — птичка резвая. Поймать ее трудно. Но как необходимы они артисту. Кстати, в путешествиях проявляются семейные ценности.

В спектакле «Обыкновенная история».

По гороскопу Ивкович — Телец. Прочтите про знак в любой книжке и поймете характер Евгения. Родившиеся под этим знаком идут вперед, невзирая ни на что. Тельцы погружены в дело, которое им по душе. Выныривают оттуда, чтобы набрать побольше воздуха, и ныряют еще глубже. Это люди верные, на них можно положиться, хотя нервные и впечатлительные.

Больше двадцати лет Ивкович работает в Государственном молодежном театре. Там его можно увидеть на сцене и убедиться, что все рассказанное о нем — правда.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter