Развитие сверхмалой авиации в сельском хозяйстве открывает перед аграриями большие возможности
И все-таки их что-то роднит — пилота Валерия Никитика и его экранного коллегу из фильма «Мимино». Оба вертолетчики, задействованные в сельском хозяйстве, но мечтающие о большой авиации. На своем К-26 белорус не парил, конечно, над кавказскими ущельями, на бреющем «бороздил» родную ниву. В 35 лет от роду, когда «у летчика самая высокая мечта — высота», а тут на изломе 80-х, когда все рушилось и крушилось, ему пришлось, что называется, пойти на вынужденную посадку. И если его верный трудяга небесный тихоход остановился, Валерий Никитик «крылья» не сложил.
Хотя и смутно он представлял, чем будет заниматься: ставшим вдруг модным фермерством. «Приземлился» бывший летчик в чистом поле возле деревни Войровка Пуховичского района. Посчитал, что резкому виражу в его жизни, да и всей семьи, будет соответствовать и название хозяйства — «Судьба».
Никитик, сын потомственных крестьян с Гродненщины, иллюзий на барскую жизнь не питал, прекрасно знал, на что шел. Как говорится, трудности его не пугали. Только он и не предполагал, что они могут быть похлеще «петли Нестерова».
Только один эпизод. Невдалеке от усадьбы Никитика стояла на кладбище старая деревянная церквушка. До того износилась, что заходить в нее уже было опасно. Решил Валерий за свой счет поставить новый храм. По всем церковным канонам снесли прежний, заготовили прекрасный брус. Вот тут и началось. Проверка за проверкой из района, области, республики. Крамолы не находили. Но не успевала отъехать одна «делегация», как у дверей толпилась уже следующая. Оказывается, кому-то из сановных чиновников приглянулся сруб на загородную «хибарку», а услужливые подчиненные попытались помочь ему в этом.
Сегодня возвышается на новом фундаменте добротная, без архитектурных изысков церквушка, радует прихожан и тех, кто приезжает сюда помянуть своих родных и близких. Однако бывает, что и доброе деяние наказуемо. Так и Валерию Никитику за благодетель штраф заплатить все же пришлось, и немаленький по тем временам. Ну, да Бог всем судья…
Валерий Сергеевич грустно шутит, что настолько привык к визитам ревизоров, что если они вдруг не появляются какое-то время, даже чувствует себя неуютно. 24 повестки в суды, как реликвия, подшиты в его папке. Там он не оправдывался, а вынужденно доказывал, что называется, с фактами и документами в руках свою правоту и законопослушность. Но каких стоило это сил и нервов, известно только самому Никитику.
А в перерывах между этими в большинстве своем беспочвенными разбирательствами ставил (так и хочется употребить «летную» терминологию — на крыло) хозяйство. Все трое сыновей, еще пацанята, спешили из стольного Минска на помощь отцу-энтузиасту. Взваливали на свои хрупкие плечи земледельческие заботы, все крепче держали в мальчишечьих руках руль трактора и автомобиля. Теперь это самостоятельные люди, закончившие Белорусскую сельскохозяйственную академию, со своими наделами в рядок с отцовским.
Сам же Валерий Сергеевич, хотя и прочно вцепился в землю, никогда не ловил тоскливым взглядом тающую в небесной синеве серебристую точку самолета. Даже при всей занятости новым, более хлопотливым делом, с небом не расставался. Да и невозможно летчику просто так распрощаться с мечтой юности. Время от времени он поднимался в воздух на своем крошечном, похожем на птицу «Бекасе». Цеплял к нему емкость и снова буквально скользил над посевами, поставляя им минеральную подкормку или защищая от вредителей. Благо аэродром, если можно так назвать узкую полоску выровненной земли, совсем недалеко от усадьбы-промзоны. Да и коллеги-пилоты, кто гражданской, кто военной авиации, которые совершили вынужденную «посадку» после развала Союза, не давали заглохнуть профессионализму Никитика. Не без их участия пилот-аграрий делился своим богатым опытом и знаниями применения малой авиации перед студентами сельскохозяйственных учебных заведений. Мировая практика свидетельствует об эффективности и перспективности применения на авиахимработах сверхлегких летательных аппаратов. К примеру, во Франции при помощи их обрабатывают свыше 500 тысяч гектаров сельхозугодий.
Масштабы Соединенных Штатов Америки несравнимо большие — 76 миллионов гектаров. Парк сверхлегкой аграрной авиации насчитывает 10 тысяч воздушных судов. Страна ежегодно производит 5 тысяч машин такого класса.
Что-то подобное пытались делать и у нас, но безуспешно. Может, «воздушные автомобили» и не нужны нам? С этим категорически не согласен пилот, инструктор-экзаменатор Сергей Исаченко, один из соратников и единомышленников В.С. Никитика:
— То, что у нас сведено до минимума применение в народном хозяйстве малой авиации, — явление ненормальное с разных точек зрения. Да, знаменитый «кукурузник» АН-2 и вертолеты МИ-2, К-26 свое отслужили. На смену им как раз и подоспела сверхлегкая авиация (СЛА). Она недорогая, экономичная, маневренная, неприхотливая во всех отношениях. Ей не нужны большие взлетно-посадочные площадки, цистерны с авиационным бензином, работы выполняет, можно сказать, ювелирно, на самой низкой высоте. Техника проста в обслуживании. Пилота можно подготовить на спецкурсах, созданных при Минском высшем авиационно-техническом колледже.
Директор Узденского лесхоза Владимир Цвирко не раз обращался к фермеру присмотреть за его зеленым хозяйством с воздуха. Ведь глаз пилота, летящего в самолете, видит небольшое задымление в радиусе 60 км. Уследить за тем, что происходит на лесной территории, раскинувшейся на многие тысячи гектаров, без помощи авиации — занятие бесперспективное, уверен Владимир Иванович.
Председатель Новопольского сельисполкома Наталья Селивончик также признательна летчику-фермеру. Она периодически облетает с ним вверенную ей территорию. И фиксирует несанкционированные мусорные свалки, выпас скота там, где не положено…
Но, видимо, приоритет все же остается за «воздушными хлеборобами».
Валерий Никитик в этом уверен. Нынче молодое поколение земледельцев-фермеров амбициозное: они хотят не только использовать современные компьютеризираванные сельхозмашины, но и самостоятельно управлять авиационной сельскохозяйственной техникой. Сыновья Никитика из таких. Владимир уже полностью освоил своего воздушного помощника — сверхлегкий самолет «Бекас» и имеет удостоверение пилота. Сергей и Михаил Никитики, как говорится, в процессе освоения. Поднимаются они над полями на «Бекасе», за час-два обрабатывают свои сельхозугодья, не помяв ни единого колоска. Наземной техникой пришлось бы «вытоптать» 2—7 процентов посевов. Даже мощнейшему трактору «Джон Дир» по силам около 50 гектаров в час. При этом он сжигает топлива в шесть раз больше, чем воздушный соперник.
Пару лет назад РУП «Институт защиты растений» Национальной академии наук Беларуси совместно с авиапредприятием «ПружаныАвиахимСервис» провели эксперимент. Обработали 1000 гектаров рапсового поля с помощью сверхлегкого самолета «Бекас» и аналогичную площадь «Джон Диром». Маленькая «птичка» обставила конкурента по всем параметрам: скорости, времени, качеству, эффективности — суммарно более чем в 1,5 раза.
Но стоит-то «Бекас» денег немалых. Как сказать — колесный энергонасыщенный иностранец обходится хозяйству в 300 тысяч евро.
— Примерно столько же понадобится для создания базы сверхлегкой авиации, — рассуждает Валерий Никитик. Приобретать аппарат каждым сельхозпредприятием нет смысла. А вот если в компании 6—7 бортов, проще и надежнее эксплуатировать их, создать современный сервис, аэродром, ангары и т.д. Уже через три года проект должен выйти на самоокупаемость. Ведь один самолет высвобождает труд 14—20 рабочих и 7—10 тракторных агрегатов.
Понятно, что применение авиации в аграрном секторе ограничивается сезонными рамками. Но для «воздушных тихоходов» всегда найдется сопутствующее дело. Чем не перспективное направление — авиатуризм? «Прокатиться» на таком «такси» желающих хоть отбавляй.
Пока Валерий Никитик и Сергей Исаченко показывали свое авиационное хозяйство, к ним заглянул еще один гость. Проверяющий:
— Жалоба на вас. Много шумите своими аэропланами. Одного сельчанина даже бензином сверху облили. Землю используете не по назначению…
Летчики очередной раз доказывают, что для взлета-посадки требуется только узкая полоска земли на краю поля, на которой мирно пасется домашний скот, почесывая бока о стоящий самолет, что шум от мотора нисколько не беспокоит бобра, обосновавшегося по соседству в каких-нибудь пятидесяти метрах от взлетной полосы на расчищенной от мусора речушке. А этот сосед уж очень привередлив ко всякого рода шумам цивилизации. Фермеры своими силами обустроили территорию, «для всех» провели дорогу, очистили от всевозможного хлама мелиоративный канал, поставили контейнеры для мусора… Для убедительности показывают фотографии того, что было, и демонстрируют по-хозяйски ухоженное, радующее глаз нынешнее приволье. Еще раз о шумности. Вот сертификат соответствующий. 250-килограммовая машина жужжит, может, чуть громче шмеля. На первый взгляд и не скажешь, что на этом поле есть какой-то аэродром, говорю я фермеру Валерию. Но тут Сергей достает две увесистые папки и демонстрирует весь набор документации по аэродрому. Объясняет, что полеты с аэродрома в районе д. Войровка выполняются в полном соответствии с требованиями Воздушного кодекса Республики Беларусь, Закона об использовании воздушного пространства и другими нормативными документами. Вот инструкция по производству полетов, где лист согласования насчитывает около пятнадцати подписей.
Развитие сверхмалой авиации, утверждают приверженцы ее вроде Валерия Никитика и Сергея Исаченко, открывает перед предпринимателями и властями регионов бескрайние просторы возможностей. Нужно только сделать шаг навстречу небу и тем людям, которые могут стать проводниками к заветным высотам.
На снимке: Валерий НИКИТИК с сыном Владимиром.