Судьба со знаком качества

В прошлом году Минский тракторный завод изготовил на 2.
В прошлом году Минский тракторный завод изготовил на 2.200 машин больше, чем в году предыдущем. Солидный рост предусмотрен и на будущее. И даже не верится, что еще лет десять с небольшим назад лихие экономисты предлагали поделить завод на мелкие производства и распродать. Мол, не нужно нам столько тракторов. Лживость подобных утверждений сегодня очевидна. А вот порассуждать о том, что труд у станка - как бы второго сорта, любители не перевелись.

Однако кто же в таком случае изготавливает прекрасные машины, с названием которых в десятках государств связывают сегодня нашу Беларусь? С этим вопросом я и пришел на Минский тракторный. Очень хотелось познакомиться с обычным, простым рабочим, про которого можно было бы сказать: он такой же, как остальные 14 тысяч человек, своими руками делающие минские супертракторы.

- Выбирайте любого, - представитель заводоуправления Игорь Байков подвел меня к аллее с фотографиями передовиков. Портрет оператора станков с ЧПУ Ивана Волкова сразу привлек внимание открытым взглядом, в котором, однако, чувствовалось собственное достоинство. Таким Иван Иванович оказался и в жизни. Как и среднестатистическому рабочему предприятия, ему слегка за сорок, типичен он и во многих других отношениях. Крестьянский сын, сызмальства привыкший к любому труду, он как пришел на МТЗ в 1981 году сразу после службы в армии, так тут и работает. Интересно, что в Минск приехал из Забайкалья, куда дошла добрая слава о нашем тракторном заводе. Однако явился, образно говоря, не с пустыми руками. Имел уже и диплом техникума по специальности "эксплуатация станков с ЧПУ", и некоторый стаж работы слесарем-ремонтником станков и оборудования. "Думал, ознакомлюсь немного с заводом и займусь тем, на что учился, - вспоминает Иван Иванович. - Однако так в ремонтниках и вырос до пятого разряда. И лишь несколько лет назад встал к станку на участке, который сам и монтировал".

Тут требуется небольшое пояснение. В советские времена МТЗ давал по 100 тысяч тракторов в год, о чем до сих пор напоминают высокопроизводительные автоматические линии. Однако выпускались машины всего нескольких моделей. С тех пор их число увеличилось в десятки раз, да и сами тракторы стали вдвое-втрое мощнее. А для их производства потребовалось высокоточное универсальное оборудование. Так на заводе появилось несколько участков, оснащенных станками с числовым программным управлением, на которых изготавливают разнообразные детали для энергонасыщенной техники.

Иван Волков обслуживает два, а то и три таких станка сразу. Казалось бы, дело не хитрое: установил деталь, а дальше станок все делает сам, повинуясь заложенной в него программе. Однако начальник цеха Владимир Ушкевич придерживается иного мнения: "Теперь главное, что требуется от рабочего, - голова. Ведь чтобы знать, когда и какую кнопку нажать, надо представлять возможности оборудования и знать технологию обработки в полном объеме".

Не случайно на участке станков с ЧПУ работает в основном новое поколение тракторозаводцев - Иван Волков едва ли не самый старший. Однако почти все со средним специальным, а то и с высшим образованием. Среди устоявшихся привычек - дождаться, пока последний из бригады не выполнит дневное задание, и всем вместе отправиться к проходной. Невольно вспомнился рассказ ветерана, как они в 1953 году до половины двенадцатого в новогоднюю ночь гнали план по запчастям для тракторов. "Сейчас такого нет, - ответил Иван Волков на вопрос, а осталось ли на заводе место трудовому подвигу? - Из-за нас на конвейере задержек не было, но стараемся уложиться в рабочее время".

"Скромничает Иван, - внес ясность старший мастер участка Степан Марецкий. - Если какая проблема - к нему первому обращаюсь с просьбой остаться на вторую смену". Между тем, чтобы поспеть на проходную вовремя, многим рабочим тракторного приходится вставать в пять утра. О чем думается в такую рань по дороге на завод? На одной работе жизнь, конечно, не замыкается, отвечает Иван. Есть и семья, и увлечения, в числе которых дача и рыбалка. Но частенько ловит себя на том, что мыслями уже на участке. Порой и дома с женой обсуждают заводские темы (супругу Иван нашел тут же, на тракторном, работает мастером по приемке двигателей с соседнего моторного завода). Интерес у них общий: получил МТЗ очередное "сердце" мощностью 150, а то и 280 лошадиных сил - значит, простаивать не придется.

Так что не будет преувеличением сказать, что Иван Волков отдал заводу если не всю жизнь, так уж лучшую ее часть - точно. А что ж взамен? Зарплата? Она у оператора станков с ЧПУ действительно из высоких, однако, торгуя ширпотребом на рынке, можно было бы заработать побольше. Но даже в самые трудные послеперестроечные годы, когда МТЗ простаивал, не платил зарплату, он этим не соблазнился. Напротив, настаивал, чтобы предприятие было занято тем, ради чего создавалось, - выпускало тракторы для крестьян. И, выходит, вместе с коллективом, со страной в целом добился своего. "Нам ведь что нужно? - как бы спрашивает сам себя мой собеседник. - Чтобы стабильность была, уверенность в завтрашнем дне. Потому что нужна наша работа не только нам. Бывает, в деревне встречу трактор "Беларусь", которому уже лет двадцать, а он все тянет плуг или прицеп, и на душе становится тепло, - откровенничает Иван. - А теперь не сравнить, насколько лучшие машины делаем".

Тут хотелось бы отметить, что, если так можно сказать, любовь у Ивана Волкова с заводом взаимная. И в моральном плане, и в материальном, причем обе эти категории тесно переплетены. К примеру, дубликат его фотографии, что висит на Аллее трудовой славы, скрепленный заводской печатью и в рамочке находится у Ивана дома. К фото как бы прилагается 50-процентная прибавка на год к окладу. Да и трехкомнатная квартира получена им при прямом участии завода. "Тридцать процентов стоимости, которые внес за меня завод, - это ощутимо, - пояснил Волков. - Остальное, по указу Президента, оплатил за счет льготного кредита".

А на вручение высшей заводской награды - знака "За трудовое отличие" - пригласили и супругу Ивана. Есть у награды и своеобразный материальный эквивалент - ее лауреатам полагается пожизненная прибавка к окладу, а затем к пенсии. Плюс к этому - бесплатные путевки на двоих в заводской санаторий-профилакторий и ряд других льгот. Ну а знаменитая на весь Минск новейшим оборудованием санчасть, Дворец культуры, бассейн, детские сады - доступны всем тракторозаводцам. "Это лишь малая часть того, что делается для закрепления на заводе высококвалифицированных рабочих, - отметил заместитель генерального директора МТЗ по кадрам и социальному развитию Чеслав Федорович. - Потому что понимаем: именно такие люди - остов предприятия".

И в заключение - небольшой статистический портрет рабочего МТЗ. Как правило, это мужчина с общим средним или профессионально-техническим образованием, но 2.200 человек из 14.000 имеют диплом об окончании техникума, а 318 - вуза. Ему 40 - 49 лет, но на смену этому поколению активно приходит молодая поросль - каждый седьмой рабочий МТЗ не достиг и 25 лет. О чем все это говорит? О том, что к станку пришли профессионалы, полные энтузиазма и жизненных сил, опыта и знаний. Очень ценный сплав, если учесть, что к концу десятилетия завод планирует почти удвоить выпуск тракторов и сделать еще разнообразнее их гамму.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter