Судьба под прицелом

О сирийской проблеме

Самолет с первой группой из шести военных наблюдателей ООН позавчера ночью приземлился в аэропорту Дамаска. И уже в понедельник, спустя два дня после того, как Совбез ООН единогласно одобрил проект резолюции по Сирии, эксперты начали свою работу — следить за соблюдением перемирия. Тем временем прекращение огня в Сирии, которого так долго добивалось мировое сообщество во главе с ООН, формально продержалось всего два дня. Сирийцы не успели даже почувствовать дыхания мирного времени, как на них вновь обрушилась волна ужаса и смерти.


На границе с соседней Турцией между противоборствующими сторонами возобновились военные действия, грозящие снова ввергнуть страну в пучину хаоса. Оппозиционные вооруженные формирования, чувствуя поддержку Запада, складывать оружие не собираются. Почему же попытки мирного урегулирования, на котором настаивает Россия, не приносят желаемых результатов? Более того, чем дальше разворачиваются события, тем сложнее и взрывоопаснее становится ситуация. И дело уже касается не только Сирии и близлежащих государств, но всего мирового сообщества, потому что в этом конфликте, как в зеркале, отражаются все современные противоречия международной системы.


Сирийская проблема уже в ближайшее время грозит перерасти в международный конфликт, главными действующими лицами которого станут США и Россия. Москва впервые за долгое время подкрепила свою весьма жесткую по отношению к силовому варианту решения конфликта позицию, отправив на постоянное дежурство у берегов Сирии в Средиземном море фрегат Черноморского флота «Сметливый». Вспомните, когда в последний раз Россия делала подобное? Как на это отреагируют США, ответить достаточно просто — резкой критикой и риторикой о нежелании Кремля совместно решать сирийскую проблему. Правда, прикрывшись обвинениями России, Вашингтон по–прежнему будет снабжать сирийских боевиков оружием, не давая конфликту, который длится больше года, затихнуть. Как пример американской политики можно привести недавний призыв сенатора республиканца Джона Маккейна немедленно начать снабжение сирийской оппозиции «оружием и иным материальным обеспечением», что позволит повстанцам противостоять правительственным силам. Кроме того, Маккейн, который никогда не отличался миролюбием, раскритиковал мирный план Кофи Аннана, так как в нем не содержится положения об обязательном уходе Башара Асада с поста президента.


Главный посыл Маккейна заключен в фразе, которая сегодня является своеобразной квинтэссенцией внешнеполитической доктрины США: «Сколько еще человек должны погибнуть, прежде чем США возьмут на себя руководство по прекращению резни в Сирии?» Вот только возникает встречный вопрос: «А почему, собственно, опять США, а не структуры ООН?» Вероятно, потому, что уже с конца прошлого века Вашингтон, который играет определяющую роль в НАТО, не привык утруждать себя международными обязательствами, считая сферой собственных интересов всю планету. Так было с Югославией, Афганистаном, Ираком, Ливией и, возможно, будет с Сирией. Тем более что один из американских союзников по Североатлантическому альянсу Турция буквально на днях заявила о возможности обратиться за помощью к НАТО в случае нового нарушения Сирией ее границ.


То, что в случае военного вторжения каждая из заинтересованных стран альянса будет решать свои собственные вопросы, не вызывает сомнения. Вот только почему–то никто не хочет спросить у самих сирийцев — а хотят ли они такой помощи? Ответ, на мой взгляд, более чем очевиден. Как очевидно и то, что начатое еще в конце прошлого века разрушение всей послевоенной системы международных отношений основывается сегодня не на провозглашаемой новой волне демократизации, а на узких интересах отдельных мировых держав. Принятые сейчас в международной политике принципы двойных стандартов сказываются на многих членах мирового сообщества...


При этом необходимо помнить, что страдают всегда простые граждане: от военных ли действий или экономических и политических санкций. Конечно, сравнивать взаимоотношения западного мира с Сирией и Беларусью не совсем корректно. Однако есть все же то, что эти отношения серьезным образом объединяет, — давление в ущерб взаимопониманию. В случае если уже в ближайшем будущем ведущие державы не пересмотрят своего отношения ко всем членам международного сообщества, позволив им в соответствии с основными демократическими ценностями самостоятельно решать свою судьбу, стабилизации мировой системы ждать бессмысленно.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter