Как вышитый белорусской крестьянкой орнамент стал национальным достоянием

Судьба народа в одном узоре

Суверенная Беларусь — страна на политической карте молодая, но со своей богатейшей историей, культурой и уходящими в глубокую древность народными традициями. Они во многом определили наш менталитет и духовный код нации. Устремление к счастью, свободе и лучшей жизни через трудолюбие, которым всегда выделялись наши предки, нашло отражение и в главных символах страны. Белорусская Советская Социалистическая Республика стала одной из первых стран в мире, использующих национальный орнамент в качестве элемента государственного флага.


Сакральный смысл

В 1951 году авторитетный историк искусствоведения, профессор Михаил Кацер получил задание президента Академии наук найти для нового флага ­БССР знаковую деталь, которая смогла бы подчеркнуть самобытность и менталитет белорусского народа. Михаил Сергеевич тогда заведовал сектором этнографии и фольклора Академии наук. В архивах он обнаружил рушник своей сестры Матрены, полученный во время одной из этнографических экспедиций. В научном сообществе решили, что узор на нем, как никакой другой, близок мировоззрению белорусов. Художник Михаил Гусев адаптировал орнамент под изображение на главном символе республики. 
Второе рождение флаг получил уже во времена независимой Беларуси. И это был выбор народа: после референдума 14 мая 1995 года страна вернулась к прежним символам с небольшими изменениями, а орнамент стал красным на белом фоне (на флаге ­БССР он был белым на красном фоне). 
Основу орнамента на флаге Беларуси составляет древний узор «восходящее солнце». В его центре расположен ромб с отходящими от него «крючками», называемыми также «веслами» или «рогами». Они символизируют движение и вечность. Сам по себе ромб является символом богини плодородия. Это своеобразное изображение засеянного поля. Вокруг него расположены знаки, которые должны призывать удачу и богатый урожай, а также способствовать исполнению праведных и добрых желаний. Маленькие ромбы означают хлебы, пищу, которая важна и для духа, и для тела. Через такие символы ­орнамент отражает культуру и историю народа.

Жизнь Матрены

Матрена Маркевич.
Известно, что судьбоносный рушник Матрена Кацер (в замужестве Маркевич) выткала в 1917 году. Правда, о своей роли в создании государственной символики узнать ей не довелось. Лишь в 2015 году на малой родине мастерицы, в центре Сенно, появился памятный знак в ее честь — «Родны край». Подробности непростой судьбы Матрены Маркевич, попавшей под безжалостное колесо истории, можно узнать в районном историко-краеведческом музее. 

В скромной экспозиции, конечно же, изображение государственного флага с расшифровкой символов, созданных рукодельницей, ее пенсионное удостоверение, семейные фотографии и текст письма дочери Зинаиды Пашкевич. Из него узнаем, что мастерица родилась в семье зажиточного крестьянина. Родители воспитывали семерых детей. Хозяйство было большое, и ребятню рано приучали к тяжелому крестьянскому труду. Матрена в детстве переняла у матери талант к рукоделию — пряла, ткала, вязала, вышивала. И грамоту тоже освоила. Умницу и красавицу выдали замуж за Алексея Маркевича, тоже из семьи зажиточных крестьян. Брак был счастливым. 

«В семье нашей никогда не было раздоров, — пишет дочь, — и жили в достатке, но для этого много работали. Двое из шестерых братьев и сестер умерли еще маленькими от тифа. В 1933 году наступила черная полоса: нас раскулачили. Отца увезли в неизвестном направлении. Больше его не видели...» 

Во время войны Матрена Маркевич потеряла сына Михаила, но ради остальных детей старалась держаться. Пекла хлеб партизанам, а дети носили его в лес. После войны продолжала работать в колхозе. Отдушиной в тяжком труде и грустных мыслях о непростой доле было рукоделие. Умерла Матрена Сергеевна в 1957 году в возрасте 71 года.

Директор Сенненского историко-краеведческого музея Ива Шубко рассказала, что много узнать о судьбе Матрены Маркевич удалось от самих родственников. Ее дочь во время приезда на Сенненщину в 2014 году передала музею вышитый мамой рушник, но не тот, узор с которого использовался для изображения на флаге. Увы, семейных реликвий осталось немного. Большинство из них хранилось на даче Михаила Кацера, где случился пожар, в котором трагически погиб профессор. Возможно, там же берегли и оригинальный рушник. 
— Узор, вытканный Матреной Сергеевной, — древний, — подтверждает Ива Шубко. — Такие узоры были распространены в рукоделии белорусских крестьянок, которые трепетно хранили традиции предков. При этом каждая хозяйка, конечно, могла внести элементы импровизации, что-то от себя или обычаев вышивания своей малой родины. 

Ольга Квашко, директор Сенненского дома ремесел, с брендовым сувениром Сенненского района «Матрена».

Новая страница памяти

Матрена Маркевич покоится на гражданском кладбище в деревне Костелище, сожженной во время войны и не возродившейся. Отыскать могилу и увековечить память землячки удалось во многом благодаря настойчивости сенненского краеведа Василия Бондаревича. О причастности мастерицы к государственной символике долгое время даже на малой родине знал узкий круг любителей истории. Василий Викторович несколько лет занимался изучением этой темы, отыскал родственников, вел с ними переписку, а также предложил эскиз памятника «Родны край», который дополнил и воплотил в жизнь известный скульптор Иван Казак. Символично, что открытие ставшей культовой для района достопримечательности состоялось во время празднования Дня Независимости в 2015 году. На праздник приехали родственники Матрены Маркевич. Они — частые гости в Сенненском районе, всегда посещают могилу Матрены Сергеевны. Например, внучка мастерицы Дина Кацер охотно общается с журналистами, собирает материалы об известной бабушке. Она считает, что история — фундамент, на котором строится современная жизнь. Дина Прокоповна уверена:
— Наш орнамент — это наша жизнь. Это наши трава, земля, поля. Это все наше. И что вы хотите, чтобы кто-то забрал наше? Да такого не может быть! Мы же независимые люди и должны остаться такими. И будем такими! 
Сенно. У памятного знака «Родны край».


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter