Легко ли безработному стать занятым?

Судьба на выбор

Безработной выпускнице медколледжа предложили стать вязальщицей схемных жгутов
Давайте разберемся, легко ли устроиться на работу, скажем, женщине среднего возраста с высшим образованием и отсутствием стажа работы?


Гродненка Наталья ПАТРАКОВА. Фото автора

Играть роль безработной корреспонденту сложно. Проще и эффективнее, чтобы в этом качестве выступил вполне реальный герой, а в нашем случае героиня. Найти ее оказалось несложно. Гродненка, соседка по лестничной площадке, за всю свою жизнь проработала всего 2 месяца. Наталья Патракова окончила медицинский колледж, потом вышла замуж и родила дочь. Девочка родилась с тяжелой психоневрологической патологией, что существенно изменило планы на будущее. К счастью, ни муж, ни родственники не отказались от больного ребенка. Недавно мы столкнулись с Натальей возле подъезда, и она поделилась со мной своими переживаниями:

— Живу на пособие по уходу и пенсию дочери. Выходит 350 рублей. Родители не против, чтобы я трудилась, но как найти работу? Недавно заочно окончила университет по специальности «Учитель физкультуры со специализацией «лечебная реабилитация».

С утра пораньше отправляемся в городскую службу занятости. На первом этаже несколько кабинетов, стенд с информацией и два компьютерных терминала. Идем в кабинет № 304, в котором, судя по названию, помогут с трудоустройством. Две женщины, выслушав историю Натальи, предлагают пройти в зал, где в компьютерах размещена вся информация о вакансиях.

В небольшом зале установлено несколько компьютеров, за которыми сидят «активные пользователи». В следующем зале идет регистрация безработных. Там многолюдно. Около 30 человек терпеливо ожидают своей очереди. Что ж, попытаем счастья и мы. Поначалу количество вакансий впечатляет. Они выстроены в алфавитном порядке с указанием требований и контактных данных работодателя. Открываем одну за другой странички с предложениями. Постепенно начинает рябить в глазах, но за 1,5 часа не попадается ничего, что могло бы подойти. Кого только нет в списках: артисты балета и драмы, библиотекари, архивариусы, вальщики леса, вахтеры, конюхи, акушеры, буфетчики и директора предприятий. Начинаем и мы составлять список из профессий, не требующих особой подготовки. Вдруг повезет. Кстати, больше других востребованы профессии врачей-специалистов, воспитателей и культурных работников. Из огромного списка с трудом вычленяем скромный перечень более-менее подходящих вакантных мест. В списке: рекламный и страховой агенты, администратор торгового зала, горничная, вязальщик схемных жгутов, секретарь, заведующая общежитием, инструктор по лечебной физкультуре.

В это время за спинами сидящих за компьютерами безработных гродненцев начинается какое-то движение. Небольшой столик выставляют по центру зала, за него садится молодой человек в костюме. Кроме разноцветных папок, на столе табличка с должностью. Оказывается, что перед нами начальник отдела организации временных работ, самозанятости и переселения управления по труду, занятости и социальной защиты Гродненского горисполкома Виктор Киселев. Через несколько минут появляются корреспонденты городского телевидения. Специалист на камеру рассказывает о возможности получения безвозмездных субсидий для желающих открыть свой бизнес. Никто из присутствующих в зале никак не реагирует на выступление.

— А вы не хотите взять субсидию для организации собственного дела? — интересуюсь у сидящего рядом молодого человека в желтой майке.

— А что это такое?

— Так подойдите, вам специалист все расскажет. Вы какую работу ищете? — любопытствую.

— Пару месяцев назад прошел бесплатные курсы продавцов, мне это предложили здесь же, в центре занятости, — отвечает парень. — Но я хочу работать недалеко от дома, чтобы никуда не ездить. Не поеду же я в деревню.

Молодой человек без особого энтузиазма выслушал информацию о субсидировании и отправился восвояси. А я интересуюсь у Виктора Киселева, почему люди не проявили интерес:

— Такие консультации проводятся каждую среду, — говорит Виктор Владимирович. — Навязывать получение субсидий мы тоже не можем. Человек должен иметь твердое намерение заняться своим делом. Надо написать бизнес-план, пройти 5-дневные курсы в одном из учебных заведений города. А после получения денег минимум год работать и платить налоги. Сумма субсидии — 1930 рублей 50 копеек. С 1 ноября она увеличится. С начала года такую помощь получили 59 человек. В прошлом году возможностью воспользовались 70 человек. Бывают, конечно, случаи, когда люди не рассчитывают свои силы, бизнес «не идет». Тогда деньги приходится возвращать, иногда и через суд.

Собственный бизнес — это хорошо, но очень уж ответственно. Наталье этот вариант явно не подходит. Стало быть, возвращаемся к нашему списку. Первая строка — рекламный агент. Беру огонь на себя и звоню по указанному номеру. Отвечает приятный девичий голос:

— Мы рады, что вы позвонили.

— Вам требуются работники? — удивляюсь я неподдельной радости на другом конце провода.

— Конечно. Но вы должны пройти собеседование.

— А от чего будут зависеть результаты собеседования?

— От ваших личных качеств. Можете приезжать через час в бизнес-центр «МаРРо».

Едем по указанному адресу. Нас встречает приятная особа и проводит в свой кабинет. За столом две девушки заполняют анкеты. Нам выдают аналогичную. «Начальница» доводит до сведения, что это работа в колл-центре. Через приглашения на презентации компания реализует итальянские кастрюли и шерстяные одеяла. Наша задача пригласить на такие мероприятия как можно больше людей. Зарплата — 300 рублей плюс премии.

Интересно, сколько раз тебя «пошлют» куда подальше после такого приглашения? Спешно откланиваемся. Набираем вакансию под номером два — воспитатель общежития (зарплата — 340 рублей). Здесь поставил в тупик первый вопрос работодателя:

— У вас есть опыт работы с трудными подростками?

— Нет.

— Ну, тогда вряд ли вы справитесь с поставленной задачей. У нас живут учащиеся колледжа от 15 до 19 лет. Некоторые из них стоят на учете в ИДН. Во время работы надо жить с ними их жизнью, следить за каждым шагом, помогать готовить пищу, организовывать досуг. Думайте.

Думать нечего. Не наш вариант. Может, страховой агент? Работа непыльная. Набираю номерок. Собеседница сразу развеивает надежды. Работа по гражданско-правовому договору, то есть без занесения в трудовую книжку. Фиксированной ставки, соответственно, тоже нет. Вычеркиваем. Под следующим номером — вязальщик схемных жгутов на заводе «Радиоволна». Дама на линии явно рада слышать желающих трудоустроиться на предприятие. Правда, сразу предупредила, что работа достаточно тяжелая: целый день на ногах, возможны ночные смены, и без разряда на руки выдадут только 210 рублей вместо заявленных в объявлении 420. Горничная в санаторий «Неман» уже не требовалась. Места инструкторов по физической культуре также оказались заняты, даже несмотря на небольшую зарплату в 240 рублей. Десятки звонков, сделанные только за один день, не принесли желаемого результата. Методисты, организаторы культурных мероприятий, социальные педагоги, секретари — все эти профессии востребованы, и пустуют, по большому счету, только из-за низкой заработной платы. На полную ставку предлагают не многим больше, чем наша героиня Наталья получает по уходу за ребенком. Зачем же менять шило на мыло?

tanula.k@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter