Идем в гости к одной из лучших наших балетных пар — Юлии Дятко и Константину Кузнецову

Судьба на кончиках пуантов

Идем в гости  к одной из лучших наших балетных пар — Юлии Дятко и Константину Кузнецову
У них семейных будней не бывает. Сегодня они — Ромео и Джульетта, у которых кровь закипает от любви, завтра — бегущие навстречу чувствам Китри и Базиль, а послезавтра — ранимая Жизель и эстет Альберт. Жизнь и игра плотно переплелись в повседневности. Но за творчеством – тяжелый труд. Чтобы стать ведущими мастерами сцены в балете, надо работать, как шахтеры в копях. Я напросилась в гости к одной из лучших наших балетных пар — Юлии Дятко и Константина Кузнецова.

Юлия ловко управляется с ленточками пуантов и, словно птица, взлетает над полом. Летит. Через секунду к ней приближается Константин, легко поднимает ее, и балерина вновь оказывается в воздухе. Многие ли женщины могут похвастаться, что их мужья носят на руках? Причем в прямом смысле. «Счастливая я — супруг с рук не спускает», — смеется Юлия. Вместе они всю сознательную жизнь: уже в 10 лет балетная судьба свела их в одном классе.

— Юль, пора бы нам уже какую-нибудь приличную историю любви придумать, — Константин демонстративно задумывается. – Журналисты спрашивают, интересуются, а нам и рассказать-то нечего.

— И не говори, — соглашается супруга. – Так все банально. Вечером будем сочинять бестселлер.

«Банально». Минуточку! С этим и поспорить можно. В хореографический колледж, в котором познакомились будущие супруги, поступают единицы. Каждый претендент, мечтающий о балете, проходит жесткий отбор и при поступлении, и во время учебы. Суставы недостаточно подвижны или с растяжкой проблемы, длина ног неподходящая или размер головы подкачал — того и гляди забракуют. И не дай бог, ваши родители страдают лишним весом — о пуантах забудьте: вдруг с годами поправитесь. Конкуренция в балете любые рейтинговые телешоу затмит: из сотен, пришедших на просмотр, возьмут только 20, а карьеру сделают в итоге единицы. Кстати, тогда суровая комиссия отобрала всего 18 ребят. Именно так совершенно случайно (или все-таки не случайно) встретились девочка из Минска и мальчик из Смоленска. Теперь сами можете представить, насколько невелик был шанс именно у этой любви.

«Вы тут о любви рассуждаете, а мы, между прочим, уже на пенсию собираемся», — между делом бросает Константин. В пенсионеры артисты балета попадают после 20 лет стажа, как правило, к 35—37 годам. Почему так рано?

Юлия поднимается на цыпочки: «Хотите, устроим эксперимент? Попробуйте простоять на носочках хотя бы пять минут». Не выдерживаю и минуты – ногу сводит судорога. Это только внешне артисты балета словно фарфоровые. Их выносливости и силе любой спортсмен позавидует. Представьте, насколько сложно опираться на маленький пятачок стопы весом в 50 кг, да еще и по 8—10 часов подряд, 5—7 дней в неделю. Десятилетиями. Прибавьте сюда изнуряющие тренировки, жесткий график и стресс перед каждым выступлением. Шишки, синяки, переломы для артиста балета – привычные издержки профессии.


Одна из лучших  балетных  пар страны: вместе на сцене и в жизни.


Как-то Константин выступал со сломанной ногой: «Она у меня хрустнула, а занавес открылся. Что было делать? Пошел танцевать. Моя педагог в сердцах воскликнула: «Дурак!», а потом тихо добавила: «Но я бы тоже так сделала». Потом, кстати, со спицами в ноге ходил. Вон у Юли сейчас травма руки – поднять не может, а на сцену все равно выходит. Может, нас и объединяет то, что мы понимаем друг друга. Работал бы на заводе и рассуждал бы, мол, и что в этом балете такого? Прыгай по сцене – делов-то». А прыгать приходится вместе. Юлия обводит рукой хореографический зал: «Мы к быту… хотя какой быт, хорошо если только к вечеру, а не ночью после работы домой возвращаешься. Так вот ссор из-за немытой чашки у нас не бывает, зато на репетициях можем и копья скрестить – каждое движение доводим до совершенства». Юлия и Константин и сами, словно сошли с обложек глянца: совершенные, точеные фигуры.

«Да, на диетах сидим — на обед булочки жуем», — шутит Константин. А если серьезно, он чувствует буквально каждый лишний грамм супруги. Средний вес балерины должен быть чуть-чуть за 40 кг, максимальный — 50. И не потому, что смотреться она будет слишком громоздко. Иначе нагрузка на спину партнера при подъемах балерины будет увеличена в разы.

«У директора труппы есть весы, — открывает страшную тайну Юлия. — Нас взвешивают каждый год в начале сезона». Перед событием Х многие сидят на одном кефире, а тренируются каждый день по нескольку часов.

«У артиста балета один выходной, и тот в понедельник. Но многие выходят поработать даже в этот день. Не позанимался день-другой – потерял форму. Температура, кашель, усталость – неважно. Бери себя в руки и становись к хореографическому станку», — вздыхают супруги. Именно поэтому многие балерины боятся беременности, родов, детей. Сделать карьеру или стать мамой — та еще дилемма.

Когда Юлия забеременела, она порхала на подмостках еще выше и грациознее. Это чувство окрыляло. Вместе с Константином они поехали в Киев, где станцевали «Дон-Кихота» — сложнейший в исполнении спектакль. А потом супруги узнали: ребенка они потеряли. «Как я себя тогда корила: зачем вышла на сцену, почему не прекратила тренировки? — у Юлии до сих пор ноет сердце. – Некоторые ведь и до девяти месяцев танцуют…»

Только через два года у Константина и Юлии появилась Аннушка. «Постоянно себя упрекаю, что не уделяю ей внимания, — вздыхает Юлия. – Сейчас в школу ходит, а когда маленькая совсем была, мы ее с собой на репетиции брали. Поставим переноску на пол — и давай пируэты исполнять».

Их не зря называют одной из лучших балетных пар Беларуси. Были бы у них настолько сильные постановки, если бы не чувства, связывающие их? Кто знает… Но работа так все переплела и перекрутила, что они стали понимать друг друга с полуслова.

Вот лишь некоторые фразы, которые супруги говорят друг о друге: «Я Костю во время спектакля спиной чувствую». «Юля начнет фразу, а я закончу». «Только о чем-то подумаем — и одновременно начнем говорить». «Мы даже по характеру стали друг на друга похожи. Правда, Костя более упрямый, а я тяжелее от ссоры отхожу. Могу три дня дуться. А выходишь на сцену и все забываешь».

Но супруги не считают свою личную жизнь романтичной и красочной. Эмоции и адреналин они получают на сцене, а дома хочется лежать с любимым на диване и ни о чем не думать. Профессиональному артисту сложно расслабиться после выступления, даже ночью. Волей-неволей прокручиваешь спектакль в мыслях снова и снова, анализируешь его. А завтра — опять ранний подъем, репетиции и вечерний спектакль.

ЛЮБОПЫТНО

Среди творческих достижений солистов Национального театра балета Юлии Дятко и Константина Кузнецова — участие в 11 международных балетных конкурсах и победы на большинстве из них. Неоднократно на крупнейших фестивалях и конкурсах артисты получали призы как лучшая балетная пара. Их творческая деятельность началась на сцене Белорусского музыкального театра, где на протяжении ряда лет артисты исполняли практически весь ведущий репертуар в балетных спектаклях театра. Специально для Юлии Дятко и Константина Кузнецова ставили спектакли и создавали хореографические миниатюры Нина Дьяченко, Раду Поклитару, Владимир Иванов, Дитмар Зайфферт и другие хореографы. Пара выступала в спектаклях Норвежского национального балета, Хьюстонского балета, United Dance Company, Русского камерного балета «Москва», Национальной оперы Украины, гастролировала в Украине, Молдове, Литве, Латвии, Франции, Германии, Японии и других странах.


azanovich@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter