История истребителя–ветерана МиГ–19С

Судьба истребителя

Как и у человека, судьба самолета складывается по–разному. Один живет–летает годами, другому отмерены часы, а то и секунды. Избранным судьба подарила летную биографию, исчисляемую десятилетиями. Особняком стоят в этом ряду самолеты–памятники. Об одном из них «СБ» рассказывала в прошлом году (см. статью «Смена почетного караула» за 15.08.2015 г.).


История истребителя–ветерана МиГ–19С, которого сняли с постамента в Щучине в связи с тем, что он не вписывался в историческую панораму отреставрированного дворца князей Друцких–Любецких, взволновала многих. Особенно щучинцев. Как и у всякого достойного, значимого человека, у самолета–памятника, кроме друзей, есть и недоброжелатели. Последние торжествовали: «Давно пора убрать его с глаз долой!» Друзья, а их в сотни раз больше, негодовали: «Неужели памятник может кому–то мешать?» Они хорошо помнят, что на первом этаже открывшегося после реставрации дворца во времена, когда это здание было Домом офицеров, располагался музей щучинской 95–й истребительной дивизии, в котором рассказывалось о всех частях, входивших в состав этого прославленного авиасоединения. В том числе и о 979–м Волковысском Краснознаменном ордена Суворова истребительном авиаполку, в котором и летал снятый с постамента МиГ–19С. Но от музея уже давно остались одни воспоминания, а 4 августа 2015 года не стало и самолета–памятника, который 43 года нес свою почетную службу аккурат рядом с дворцом.

Май 2004 г.

Можно понять чувства авиаторов–ветеранов, которые по праву считали, что из дворца мог получиться отличный краеведческий музей (общая площадь помещений — 2.192 кв. м), который Щучинский район давно заслуживает. А тогда и самолет–памятник был бы здесь как никогда к месту.

Сегодня все страсти улеглись, успокоились как друзья самолета, так и его недоброжелатели. Легендарный МиГ–19С вновь вознесен на постамент, который сооружен совсем недалеко от его прежнего места «базирования». Так что всего на год прервалась почетная служба самолета–памятника. 7 июня истребитель попал в объятия нового, очень красивого, я бы даже сказал, ажурного постамента, и снова, гордо задрав нос, «летит» над Щучином!

Удивительна его судьба. Ровно 60 лет назад, в июне 1956 года, первые серийные советские сверхзвуковые истребители МиГ–19С начали сходить с заводских стапелей. До 1959 года, когда их производство прекратили, на крыло стали всего 683 самолета данной модификации. Нашему МиГ–19С, родившемуся в Новосибирске под заводским номером 3793774, выпала долгая и неповторимая биография. Его собратья по небу уже давно «ушли» из жизни, оставшись лишь на фотографиях да в воспоминаниях ветеранов–авиаторов. А он продолжал служить, служить самолетом–памятником. Терпел вечно ползающих по нему мальчишек, терпел нанесенные порой безжалостной рукой недоумков раны, мерз на морозе, мок под дождем, лишь ненадолго, в праздники, становясь в центре внимания и уважения. Несколько раз ему было особенно больно. Это когда под покровом ночи по лобовому 64–миллиметровому бронестеклу били кувалдой, пытаясь разбить фонарь и проникнуть в кабину. А в мае 2004 года на него упал древний тополь и, тяжело ударив по хвосту, нанес серьезные повреждения. На ремонт денег не было, и решение о его сносе, на радость недругам, уже висело на кончике пера... Но нашлись неравнодушные люди, привели бедолагу в порядок.

Август 2015 г.

В августе 2015–го новое испытание — сняли с постамента, год — словно инвалиду, без шасси и колес — пришлось пролежать на земле. Казалось, что теперь уже все, конец: отлетался... Но нет — жив курилка! Снова взлетел на постамент, да еще какой! Давно он не испытывал к себе такого уважения. Почистили, покрасили. Нанесли красные опознавательные звезды, да вышли они какими–то неродными, больше похожими на китайские. Закрасили! Нарисовали по–новому, так как и было в его молодости, в 70–е годы минувшего столетия. Именно с такими звездами он поднимался в щучинское небо. А как любовно нарисовали на фюзеляже его гордый бортовой номер 01!

Июль 2016 г.

Очень удачно выбрано и новое место для памятника. Именно мимо этого холма каждое утро шли из городка на аэродром к своему штабу на построение авиаторы 979–го истребительного авиаполка 95–й авиадивизии, в котором летал наш самолет–долгожитель.

6 августа состоялось открытие памятника. В таких делах ничего не бывает случайно. Символично, что 3 августа 1942 года началось формирование 979–го истребительного полка! Символично и то, что в торжественной церемонии принял участие бывший старший штурман 95–й истребительной дивизии, летчик–ветеран 979–го полка, летавший именно на этом самолете, полковник в отставке Леонид Карпов.

11Генерал-лейтенант авиации Игорь Трофимов. (Копировать).jpg
Игорь Трофимов
Жаль, что не дожил до этого праздничного дня инициатор создания в Щучине памятника из самолета МиГ–19С, легендарный советский летчик, пионер высшего пилотажа на истребителях в ночных (!) условиях, кавалер двух орденов Красного Знамени и ордена Красной Звезды, золотой медалист Академии Генерального штаба, генерал–лейтенант авиации Игорь Сергеевич Трофимов. В 35 лет подполковник Трофимов стал заместителем командира 95–й дивизии, а через два года возглавил дивизию! В ночном щучинском небе он крутил петли на МиГ–19С и очень редком, облегченном, «штучном» МиГ–19СВ. На аэродроме Россь поднимался на перехваты на МиГ–19П. Будучи еще командиром 927–го ИАП в Березе, одним из первых в ВВС освоил МиГ–21. В 1970 году в 39 лет он уже генерал–майор, заместитель командующего 16–й воздушной армии в Германии — сильнейшей армии советских ВВС! В 43 года стал командармом — возглавил 5–ю воздушную армию! Вот такой просто фантастической и уникальной была биография «крестника» щучинского самолета–памятника.

Сегодня МиГ–19С в Щучине не только самый редкий (нигде в Беларуси такой самолет на постаменте не стоит), не только самый красивый (нигде — от Германии до Владивостока — не видел такого оригинального постамента и отличного архитектурного решения всей композиции), но и самый громкий самолет–памятник. В истории советской авиации нет самолета, который мог бы сравниться с МиГ–19 силой громоподобного хлопка, сопровождавшего ударную звуковую волну, возникавшую при переходе этого самолета из дозвуковой в сверхзвуковую скорость. Хочется верить, что громкая слава щучинского самолета–памятника — символа бывшей столицы военной авиации Беларуси ( в советские времена в Щучине располагалась крупнейшая авиабаза фронтовой авиации Белорусского военного округа) — будет жить в веках! Долгой и счастливой службы тебе, самолет–ветеран!

Фото автора.

Советская Белоруссия № 164 (25046). Суббота, 27 августа 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter