Суд народов

Победа над фашизмом во Второй мировой войне стала выдающимся событием в истории человечества, обращенным в настоящее и будущее...

Победа над фашизмом во Второй мировой войне стала выдающимся событием в истории человечества, обращенным в настоящее и будущее

Логическое завершение войны — Нюрнбергский процесс 1946 года. Суд народов над главными нацистами не потерял своего исторического значения и сегодня. С тех пор прошло 65 лет. Приговором Международного трибунала в Нюрнберге впервые человечество осудило милитаризм: развязывание агрессивной войны было определено тягчайшим международным преступлением. Особенностью Нюрнбергского процесса является то, что это первый случай, когда перед судом предстали преступники, завладевшие целым государством и сделавшие его орудием своих чудовищных преступлений.

До этого лишь в теоретическом плане ставился вопрос об ответственности за агрессивную войну и сопровождающие ее злодеяния. Попытки привлечь к ответственности Вильгельма ІІ и 800 немецких военнослужащих за преступления, совершенные в ходе Первой мировой войны, закончились лишь осуждением
12 человек к краткосрочному заключению.

Еще в начале Великой Отечественной советское правительство сформулировало требование: сурово наказать зачинщиков войны и организаторов преступлений против человечества.

8 августа 1945-го в Лондоне правительства СССР, США, Великобритании и Временное правительство Франции заключили Соглашение о судебном преследовании и наказании главных военных преступников из европейских стран фашистской оси. В соответствии с ним был утвержден Международный военный трибунал, принят его устав.

В состав Международного военного трибунала вошли в качестве его членов: от СССР — заместитель председателя Верховного суда СССР Иона Никитченко, от США — член Верховного федерального суда Фрэнсис Биддл, от Великобритании — лорд, судья Джефри Лоренс, от Франции — профессор уголовного права Доннедье де Вабр. Заместителями членов трибунала стали: Александр Волчков (СССР), Джон Дж. Паркер (США), Норманн Биркет (Великобритания), Роббер Фалько (Франция). Председателем трибунала избрали англичанина Джефри Лоуренса.

Правительства стран антигитлеровской коалиции назначили своих главных обвинителей — Романа Руденко (СССР), Роберта Джексона (США), Хартли Шоукросса (Великобритания), Франсуа де Ментона (Франция). Был учрежден Комитет главных обвинителей, председательство в нем осуществлялось по принципу очередности.

18 октября в Берлине Международному военному трибуналу было представлено обвинительное заключение и через его секретариат передано каждому подсудимому.

Трибунал начал работу 20 ноября 1945 года во Дворце юстиции, массивном четырехэтажном здании на улице Фюртштрассе в относительно неповрежденном боевыми действиями квартале партийной столицы нацистов. Вплотную к Дворцу юстиции примыкал аналогичный четырехэтажный тюремный корпус. Объект находился под особой охраной. Заключенных доставляли во Дворец юстиции перед каждым заседанием из тюрьмы по подземному коридору.

Суду предавались: Геринг — рейхсмаршал, человек № 2 в фашистской Германии, Гесс — заместитель Гитлера по партии, Риббентроп — министр иностранных дел, Лей — главарь «Трудового фронта», Кейтель — начальник штаба верховного главнокомандования (ОКВ), Кальтенбруннер — начальник полиции безопасности и главного управления безопасности (РХСА), Розенберг — заместитель Гитлера по духовной и идеологической подготовке членов партии, Франк — рейхсляйтер партии по правовым вопросам, министр юстиции, генерал-губернатор Польши, Фрик — министр внутренних дел, протектор Богемии и Моравии, Штрейхер — идеолог антисемитизма, Функ — заместитель министра пропаганды, министр экономики, президент рейхсбанка, Шахт — основной советник Гитлера по экономике и финансам, Крупп — промышленный магнат, Дениц — главнокомандующий военно-морскими силами, Редер — бывший главнокомандующий военно-морскими силами; Ширах — руководитель Союза немецкой молодежи «Гитлер­югенд», Заукель — генеральный уполномоченный по использованию рабочей силы, Иодль — начальник штаба оперативного руководства верховного командования вооруженных сил, Папен — организатор захвата власти гитлеровцами, Зейсс-Инкварт — видный руководитель партии, Шпеер — министр вооружений и боеприпасов, близкий друг Гитлера, Нейрат — министр без портфеля, Фриче — руководитель отдела радиовещания министерства пропаганды, Борман — руководитель партийной канцелярии.

Подсудимые содержались в небольших одиночных камерах. Их обстановка — это койка, жесткое кресло, стол, туалет. В заключении разрешалось иметь только карандаши, бумагу, семейные фотографии, табак и туалетные принадлежности. Камера имела окно в тюремный двор и окошко в двери, через которое подавалась пища. Начальником тюрьмы был назначен американский полковник Эндрюс.

Каждому обвиняемому по выбору предоставили адвоката. Кроме того, обвиняемые в преступлениях имперский кабинет, руководящий состав нацистской партии, СД и СС, СА, гестапо, генеральный штаб и верховное командование германских вооруженных сил также имели защитников. Защиту представляли 27 адвокатов, 54 ассистента-юриста и 67 секретарей. Защитники получали первоначальную плату 2 тысячи рейхсмарок, ежемесячно — 3500 рейхсмарок, за второго подзащитного — 50 % месячного гонорара.

Всего на Нюрнбергском процессе состоялось 403 открытых заседания, на которых подсудимые, за исключением Гесса и Фрика, дали показания, допрошено 116 свидетелей, рассмотрено 143 письменных показания и свыше 5 тысяч документальных доказательств. Стенографический отчет занял ни много ни мало 16 тысяч страниц. Специально оборудованная лаборатория выполнила 780 тысяч фотокопий различных документов. Для записи хода процесса потребовалось 27 тысяч метров магнитной ленты и семь тысяч граммофонных дисков.

Под юрисдикцию трибунала преступления отнесли по нескольким разделам: первый — преступления против мира, второй — военные преступления, третий — преступления против человечности, четвертый — создание общего плана или заговора.

После завершения работы обвинения суд предоставил последнее слово обвиняемым: никто из них себя виновным не признал. После этого судьи удалились в совещательную комнату, где почти месяц они принимали окончательные решения. 30 сентября 1946 года суд завершил свою работу — приговор подписали все члены трибунала. В 9 часов 30 минут началось его чтение, которое продолжилось 1 октября. Трибунал определил меру наказания каждому военному преступнику. Герман Вильгельм Геринг, Иохим фон Риббентроп, Вильгельм Кейтель, Эрнст Кальтенбруннер, Альфред Розенберг, Ганс Франк, Вильгельм Фрик, Юлиус Штрейхер, Фриц Заукель, Альфред Иодль, Артур Зейсс-Инкварт, Мартин Борман (заочно) были приговорены к смертной казни. Рудольф Гесс, Вальтер Функ, Эрих Редер  получили пожизненное заключение.

Карла Денница осудили к десяти годам тюрьмы. Бальдур фон Ширах, Альберт Шпеер получили по двадцать лет, Константин фон Нейрат — пятнадцать лет.

Гельмара Шахта, Франца фон Папена и Ганса Фриче оправдали и освободили прямо в зале  суда, а Густава Круппа фон Болена унд Гальбаха признали неизлечимо больным, и он на процессе не присутствовал. Роберт Лей покончил с собой еще до начала процесса.

9—10 октября 1946 года Контрольный совет по Германии рассмотрел просьбы осужденных о помиловании и отклонил их. В 0 часов 55 минут 15 октября 1946 года начали процедуру казни преступников. Все происходило в одноэтажном здании в глубине тюремного сада. У виселиц нацистских палачей находились пастор, переводчик и палач. Для исполнения приговора преступников приводили по одному. Пастор читал молитву, а сержант американской армии Вудс приводил приговор в исполнение.

Первым в 1 час 11 минут казнили Риббентропа, последним — Кальтенбруннера. Тела повешенных перевезли в Мюнхен, где их кремировали, а прах развеяли. Гесс, Функ, Денниц, Редер, Ширах, Шпеер и Нейрат проследовали в берлинскую тюрьму Шпандау.

Исполнения приговора избежал только Геринг: в 22 часа 45 минут 15 октября 1946 года он отравился переданным ему кем-то ядом.

Тюрьма в Шпандау, рассчитанная на сотни узников и имевшая 132 камеры, стала местом заключения семи главных нацистских военных преступников. Там установили четырехстороннюю администрацию с ежемесячной сменой советского, американского, английского и французского караулов.

В 1954 году власти союзников помиловали 81-летнего Нейрата, через два года он умер. В 1957 году заключенный пожизненно Функ вышел из тюрьмы, отбыв в ней 11 лет. В 1958-м в возрасте 80 лет — Редер. В 1966 году освободили Шпеера и Шираха, отсидевших 20-летний срок. Денниц вышел на свободу в 1956-м после 10-летней отсидки.

Рудольф Гесс пребывал в заключении в полном одиночестве, а 17 августа 1987 года в возрасте 83 лет он сумел покончить с собой. По другой версии, его убили агенты британской разведки.

Трибунал, признав преступной Национал-социалистическую партию, в то же время не тронул руководителей низшего партийного звена. Не были объявлены виновными члены правительства и оставшиеся в живых 107 фельдмаршалов и генералов, составлявших костяк генштаба.

В последующие годы в порядке денацификации состоялись судебные процессы над военными преступниками в судах разных государств. Были осуждены в СССР 17 175 человек, в Чехословакии — 16 000, в Австрии — 13 625, в ГДР — 12 874, в ФРГ и Западном Берлине — 6565, в Польше — 4891, в США — 1517, в Нидерландах — 204, в Дании — 80, в Норвегии — 80, в Бельгии — 75, в Люксембурге — 68, в Израиле — 1 человек.

В Западной Германии на 1 января 1986 года из 90 921 преступника было осуждено лишь 6479 человек. К 1 января 1946 года 141 070 заключенных нацистов выпустили на свободу, 134 889 из них тут же были приняты на гражданскую службу.

По данным 1965 года, из бывших нацистов в ФРГ на высоких постах работали 21 министр и статс-секретарь, 100 генералов и адмиралов бундесвера, 828 высших чинов министерства юстиции, прокуратуры и суда, 245 руководящих чиновников министерства иностранных дел и его заграничных учреждений, 279 высших чинов полиции и ведомства по охране конституции, а известный нацист Курт Георг Кизнигер стал федеральным канцлером Западной Германии, после чего денацификация, по сути, была свернута.

К сожалению, власти Европы и Америки бездействовали в деле преследования фашистов либо их откровенно укрывали. Тысячи из них сбежали в государства Востока, Южную Америку, на Кубу, в Испанию, Францию, Англию, Бельгию, Турцию, Австрию, США.

Под эгидой ООН в 1986 году была разработана Конвенция о неприменении срока давности к военным преступникам и преступлениям против человечества.

Минуло 65 лет со времени суда над главными нацистскими военными преступниками. Срок немалый. Однако значимость Нюрнберга для современного мира возрастает, поскольку повышается ответственность за судьбу Земли, за будущее человечества.

На снимке: зал суда.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter