Суд да деньги

Случалось ли вам обращаться в суд? Мне вот не повезло —пришлось. Нет, ничего страшного и криминального. Дело гражданское. И пустяковое. Как казалось поначалу...

Не   просто   быть   наследницей   старой   дачи, тем   более — с   «домиком-призраком»… 

Случалось ли вам обращаться в суд? Мне вот не повезло —пришлось. Нет, ничего страшного и криминального. Дело гражданское. И пустяковое. Как казалось поначалу. После смерти отца в наследство в садоводческом товариществе под Минском мне остался дачный домик. Именно домик – небольшой, 4х4 метра, построенный на 4 сотках земли в середине 80-х, но главное — незарегистрированный. 

В советские да и в последующие за ними лихие времена отец был категорически уверен: дом на оформленном в собственность клочке земли только тебе и принадлежит – это аксиома. Напрасно, конечно. На самом деле и тогда, и сейчас это означало и означает только одно: хоть постройка на дачном участке есть, по документам ее все же нет. Много лет это обстоятельство никого не беспокоило. Аукнулось, когда отца не стало. 

Теперь, чтобы стать новой, официальной и полноправной хозяйкой старого дома, необходимо подтвердить его наличие и «строение-призрак» «легализовать». Точнее, зарегистрировать в положенном порядке созданный когда-то на земельном участке объект. Но прежде признать себя самое собственником… стройматериалов,  использованных почти четверть века назад при возведении домика. Через суд. То есть без искового заявления не обойтись. 

Подать его, скажу вам, дело отнюдь не простое. Ошибается тот, кто думает, что сможет легко и правильно составить исковое заявление самостоятельно. В коридорах суда Минского района лично я образцов заявлений по подобным «дачным делам» нигде не обнаружила. Может, просто я единственная со своей проблемой? Ни в одной из канцелярий  помочь мне также никто желания не изъявил. Чтобы написать заявление, пришлось призвать на помощь всезнающий Интернет, весь свой журналистский опыт и красноречие в изложении фактов. 

Увы, с первого раза номер с подачей заявления не прошел. Да и  последующая попытка успехом не увенчалась. Как объясняли мне строгие блюстители закона (кстати, каждый раз новые, потому что прием заявлений от граждан судьи ведут в соответствии с графиком дежурств), юридический язык – особенный, с налету не освоишь. Зато тут же заботливо советовали обратиться в работающую при суде юридическую консультацию, где исковое заявление составят легко, быстро, правильно, да еще и на компьютере текст наберут. Услуга, разумеется, не бесплатная. Например, по моему «делу» выложить за нее придется сумму отнюдь не маленькую — тысяч 60 белорусских рублей! А по другим выходит и больше, сама слышала. 

Вот тут-то меня и заело! Ну кто, скажите, решил, что не под силу большинству потенциальных истцов свою проблему суду на бумаге подробно и толково изложить? Да чем платить такие деньги… 

Самостоятельно составленное, с компьютерным текстом на белоснежном листе заявление уже, казалось, не могло вызвать никаких  нареканий. Ожидая приема  у двери кабинета очередного дежурного судьи, я почти гордилась собой. Напрасно. В заявлении снова что-то оказалось не так. Но это уже привычно. Зато неожиданно выяснилась внушительная денежная сумма, с которой, судя по всему, мне придется распрощаться. Размер госпошлины, которую предстоит заплатить в итоге судебных перипетий, составит – караул! — больше полумиллиона белорусских рублей! 

И это за древесину и шифер, сложенные домиком в середине 80-х? За дачную постройку, которой почти 25 лет и которая, по сути, мне же и  принадлежит?   

— Таков действующий закон, — заключил судья. 

Но, видимо, все же проникся сочувствием и доверительно сообщил: мол, с учетом нелепости подобных ситуаций (значит, мой случай все же не единичный!) размер причитающейся оплаты решением суда может быть частично уменьшен. Если, конечно,  просьбу об этом в иск внести  и, разумеется, если повезет.  

Заявление снова переделала. Завтра опять понесу подавать. В четвертый раз. С надеждой, что повезет. 

…А в прошлые выходные наведались семьей на дачу. По традиции, символически открыть новый садово-огородный сезон, протопить печку, осмотреть после зимы хозяйство. Хорошо на даче! Над крыльцом приветливо покачивает низкими ветвями старая, посаженная когда-то отцом яблоня. В палисаднике распустились фиолетовые примулы. А вот краска на доме совсем облупилась, да и хороший ремонт ему давно необходим. 

Все же непросто быть хозяйкой старой дачи, тем более с «домиком-призраком». 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter