Суд да дело

Музыканты вышли на тропу войны с кинопрокатом?
Музыканты вышли на тропу войны с кинопрокатом?

Вы заметили, что почти каждый новый фильм тащит с собой в одной упряжке, помимо новых актеров, еще и бодрый саундтрек, упакованный по последней музыкальной моде? Уж не знаю, повелось ли это со времен «Брата» Алексея Балабанова, но все чаще серьезная симфоническая музыка уступает место конкретным и вполне бесхитростным песням популярных групп. Наверное, с одной стороны, это не всем по карману — заказать, например, оркестр Гергиева, как это сделал Сокуров в своей последней работе «Александра». Но с другой — почитаешь на досуге журнал Forbes и совершенно запутаешься, кто в конечном итоге дороже: Гергиев или, скажем, певица МакSим, вошедшая, по версии журнала, в десятку российских миллионеров от шоу–бизнеса.

Поп–шлягеры для «великой иллюзии» — как специи для кулинарии. Они, видимо, нужны еще и для того, чтобы, выходя из кинотеатра и стряхивая остатки поп–корна, мы, зрители, напевали себе под нос «что–нибудь массовое, коллективное». А уже на следующий день бежали за диском группы в музыкальный магазин. Можно только догадываться, какая тонкая продюсерская работа была проведена, чтобы, скажем, никому не известная на тот момент группа «Город 312» зазвучала в молодежной комедии «Питер–FM» или дуэт «UMA2RMAH» на финальных титрах «Ночного дозора».

Белорусские группы в этом смысле тоже не отстают. Композиция «Дом, который построил Джек» группы «ТТ–34» звучала в «Дневном дозоре». Песня «Ляписа Трубецкого» стала заглавной в сериале Андрея Кавуна «Мужчины не плачут», в саундтреке его полнометражного дебюта боевике «Охота на пиранью» приняли участие группы «beZ bileta» и те же «ТТ–34». Казалось бы, однозначная победа. Но сами музыканты в этом пока сомневаются. Зазвучав с экранов кинотеатров, они теперь справедливо озабочены выплатой за свою музыку авторских вознаграждений от белорусского кинопроката. А с этим, как оказалось, большая проблема... Непросто развернуть этот массивный крейсер в сторону европейских норм. Хотя кажется, что он искренне старается.

Так, лидер группы «beZ bileta» Виталик Артист ни много ни мало затеял по этому поводу разбирательство в Верховном Суде, где ответчиками выступили три организации — УП «Киновидеопрокат», «Облкиновидеопрокат» и Могилевский киновидеопрокат. Фильм «Охота на пиранью», где звучала музыка группы, прошел с успехом, а вот авторского вознаграждения от белорусского проката Артист не дождался.

— Дело планировали рассмотреть в один день, потому что все было в общем–то ясно, но затянулось на два месяца, — рассказывает Виталик. — Позиция проката мне была ясна. Как возмущенно сказал один из ответчиков: «Мы тридцать лет показываем кино и никому не платим за музыку в кинофильмах!» Но я считаю, что имею право получать авторские отчисления. В этом меня поддерживает и фронтмен группы «ТТ–34» Константин Астапенко, тоже защищавший в суде свои права. В России уже прокатился ряд судов, и все они были выигрышными в пользу авторов музыки.

— Можете привести пример?

— Самый яркий — Сергей Шнуров. Он судился из–за своей музыки к фильму «Бумер». В городе Тольятти его композиции и мои рассматривали на одном заседании. В Москве состоялось несколько судов по аналогичной проблеме. В России у меня контракт с местным авторским обществом. Они пристально отслеживают ситуацию по своей стране. В Беларуси я решил заниматься своими проблемами сам. Хотя, надеюсь, Республиканское унитарное предприятие интеллектуальной собственности скоро тоже озаботится этой проблемой.

— Виталик, признайтесь, чувствуете себя первопроходцем–триумфатором?

— Нет, никакого триумфа не было. Я просто рад, что мы создали прецедент. Отношения с прокатом нужно выстраивать цивилизованно. Надеюсь, многие белорусские группы последуют нашему примеру.

Генеральный директор УП «Киновидеопрокат» Василий Коктыш воспринял известие о проигранном иске как холодный профессионал. Прокат регулярно радует минчан мировыми премьерами, их поток, как и объем работы, просто огромен. А тут еще свои же, белорусские, музыканты качают права. Впору досадовать, мол, стараешься изо всех сил, а благодарности никакой. Но Василий Петрович не подвержен эмоциям. Наш звонок застал его в Москве. (Наверняка готовит какой–то киносюрприз к Новому году...)

— Пока никакие официальные документы из Верховного Суда к нам не поступили, поэтому комментировать ситуацию в полной мере я не могу. Придут бумаги — будем выполнять решение.

— А когда документы к вам поступят?

— Не знаю. Спрашивайте у суда. Решение придет, будем его выполнять. Есть законодательство. Дело рассматривал Верховный Суд. Какой может быть комментарий?

— Василий Петрович, все–таки вы позитивно оцениваете произошедшее или считаете, что музыканты перегибают палку?

— Все, что происходит в рамках законодательства, я оцениваю позитивно.

— Но наверняка у вас есть и личное отношение к этому решению?

— Поймите, я ничего ни у кого не воровал! Права на этот фильм мне передали россияне. Мне странно, что спустя три года после проката фильма вдруг возник такой вопрос. Видимо, кому–то надо было создать прецедент. Но почему не подают в суд на сеть видеопроката в таком случае? Ему можно делать все и ни за что не платить? Я понимаю, что наш кинопрокат — предприятие государственное, открытое и законопослушное. Мы платим все налоги. У нас открыты все цифры. Музыкантам просто легче выставить нам претензии. Они знают, что мы их услышим.


А в это время...

Конечно, это замечательно, что наши белорусские артисты стали вгрызаться в свои авторские права. Хотя кто–то относится к этому и совершенно лояльно. Так, популярный западный певец Моби выложил все свои композиции прямо в Интернет и предложил всем желающим использовать их в любом качестве. Вплоть до саундтрека. Правда, не забыл упомянуть, что в этом случае с ним необходимо поделиться определенным процентом от кассового сбора.

А вот Ядвига Поплавская, автор замечательной музыки к недавней премьере Александра Ефремова «Рифмуется с любовью», придерживается совершенно иной точки зрения. Ей не хочется выставлять никаких претензий, она желает просто испытывать наслаждение от еще одной своей творческой ипостаси. Не все, кстати, знают, как она дорога Поплавской.

— Для меня деньги в данном случае не имеют никакого значения, — рассказывает она. — Более того, открою вам тайну — я всегда мечтала писать музыку для кино и очень рада, что моя мечта сбылась. До этого я писала много музыки для мультфильмов и спектаклей. Для меня как автора важно попасть в ткань фильма, угадать его режиссерский рисунок, чтобы музыкальное содержание отвечало общему режиссерскому замыслу и создавало атмосферу магии кино.

— «Рифмуется с любовью» — история мелодраматическая, а вы бы хотели написать музыку для боевика?

— Еще как! Боевик — жанр очень динамичный, напряженный. Это возможность попробовать себя в неожиданном композиторском амплуа. Я надеюсь, что когда–нибудь у меня это получится.

По поводу нашей проблемы Ядвига Поплавская не стала ничего комментировать, справедливо сославшись на то, что любой нюанс в защите авторских прав требует тщательного изучения юридических документов.

Что ж, время дает возможность пробовать себя в разных амплуа — от композитора до судебного заявителя. Вам решать, в каком качестве вы будете чувствовать себя комфортно.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter