Суд: без права на ошибку

Сегодня в Минске состоится II съезд судей.
Сегодня в Минске состоится II съезд судей. Участие в нем примет Президент

Внимание Президента к этому форуму не случайно. Как известно, для судейского корпуса съезд является высшим органом самоуправления. Четыре года назад на I съезде судей были сформулированы наиболее острые проблемы правосудия, волнующие не только юристов, но и все общество в целом. Тогда же была определена концепция реформы, направленной на совершенствование всей судебной системы.

Нынешняя встреча должна подвести черту под итогами этих нескольких лет. Приятно отметить, что решения I съезда не остались на бумаге. Практически все из них выполнены, включая и проведение судебной реформы в стране. Нетрудно предположить, что ее ход и станет центральной темой дискуссии съезда. Совершенствование судебной системы - это длительный процесс. Но уже есть реальные подтверждения, что в целом была избрана верная стратегия. Правда, реформы выявили и ряд проблем, которые решать судейскому корпусу и государству необходимо сообща. Думается, делегаты съезда воспользуются присутствием на своем форуме Президента, чтобы довести до него свои насущные проблемы. Прежде всего это вопросы статуса судей и их пенсионного обеспечения.

Съезду предстоит обратить внимание и на такие внутренние вопросы, как деятельность самих судов и судей - насколько обществу гарантировано справедливое правосудие и какие факторы способны повлиять сегодня на его совершенствование.

Накануне столь важного события корреспонденты "СБ" встретились с некоторыми участниками форума и попросили их поделиться своими мыслями о развитии судебной системы, рассказать о том, чего они ждут от съезда.

Председатель Глубокского районного суда Станислав Трапук

: - Одна деталь. Я являюсь также членом Республиканского совета судей. В теории - это высший орган судебного самоуправления, который в период между съездами решает вопросы жизнедеятельности судейского корпуса, обращает внимание на возникающие проблемы, анализирует их и доводит до органов власти. Практика же, увы, отстает... Поэтому, думаю, нынешний съезд должен, наконец, определить статус органов самоуправления судей. Пока в Беларуси нет закона, регламентирующего их деятельность.

Вторая серьезная проблема связана с введением в судопроизводство элементов состязательности. Они должны иметь логическое завершение в судах второго уровня - областных и республиканском. Нам уже пора иметь апелляционные суды, которые существуют во всех развитых странах мира для более полной защиты прав граждан, для того, чтобы у них было меньше сомнений в справедливости вынесенных решений. Их создание предусмотрено и международным пактом "О гражданских и политических правах".

Съезд должен раз и навсегда разобраться со статусом судьи: обеспечить его безопасность, независимость, укрепить материальное положение.

Немаловажно и то, как живет сам суд. Сегодня приходится констатировать - бедно. Не хватает элементарного: бумаги, папок и других расходных материалов. В нашем, к примеру, только один компьютер. Да и то это приз за второе место в прошлогоднем соревновании среди судов. Работаем в тесном, неприспособленном здании, построенном в XIX веке. Все это не способствует повышению статуса суда.

Председатель суда Советского района Гомеля Николай Ксензов

: - Как председатель суда и судья, рассматривающий дела в отношении несовершеннолетних, хотел бы акцентировать внимание съезда на статьях нового Уголовного кодекса о жестких наказаниях для несовершеннолетних.

Вот пример. Несовершеннолетние, как правило, ходят компаниями, правонарушения совершают тоже группами: шапку сорвут или сумку у женщины отберут. Если кто-нибудь из них толкнул или ударил пострадавшего, преступление уже классифицируется как разбой. А раз в группе - то ко всем участникам применяется наказание от 6 до 15 лет лишения свободы. По новому кодексу к таким преступлениям нельзя применить ни отсрочку, ни осуждение с условным отбыванием наказания. Старый кодекс давал судье возможность учитывать все аспекты ситуации.

Или: для несовершеннолетних, совершивших менее тяжкое преступление, могут быть применены различные виды наказания. Но если общественные и исправительные работы, арест могут применяться только к лицам, достигшим 16-летнего возраста на день вынесения приговора, то штраф - только к несовершеннолетнему, который имеет самостоятельный заработок или имущество. Получается, что для 14-летнего - только тюрьма! Я не думаю, что так мы сумеем перевоспитать оступившихся молодых людей.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter