Субъективный взгляд на дорожный ряд

Сергей СКРИПАЛЬ родился в г. Темиртау Карагандинской области Казахской ССР. Затем переехал с родителями в Ставропольский край, в г. Невинномысск. Служил в Афганистане — Кандагар, Шинданд, Газни, Панджшер, Кабул. После армии работал грузчиком, учителем, предпринимателем, директором школы. Довелось спасать на водах, воспитывать в пионерских лагерях, тренировать на татами, изведать безработицу и забивать головы рекламой. Сейчас — директор Департамента издательства и рекламы издательского дома «Ставропольская правда».

Путевые заметки о Беларуси российского журналиста

Сергей СКРИПАЛЬ родился в г. Темиртау Карагандинской области Казахской ССР. Затем переехал с родителями в Ставропольский край, в г. Невинномысск. Служил в Афганистане — Кандагар, Шинданд, Газни, Панджшер, Кабул. После армии работал грузчиком, учителем, предпринимателем, директором школы. Довелось спасать на водах, воспитывать в пионерских лагерях, тренировать на татами, изведать безработицу и забивать головы рекламой. Сейчас — директор Департамента издательства и рекламы издательского дома «Ставропольская правда».

Как здравомыслящий человек, я отдаю себе отчет, что в любом государстве, обществе, семье и даже у отдельного человека существуют свои проблемы, тонкие места, прорехи и так далее. Что ж, проблемы нужно решать с помощью экономики, политики или права, тонкие места защищать, а штаны просто залатать. Не хочу и не буду сравнивать с ситуацией дома, в России, просто расскажу о том, что пришлось увидеть и услышать в близкой нам по духу и родственным корням стране.

Надо сказать, что в Беларусь я попал не впервые, бывал здесь, когда еще существовал «... союз нерушимый республик свободных». Это лет тридцать назад. И даже тогда Беларусь отличалась от остальных братских регионов своей самобытностью, традициями и радушием. Пришлось побывать на спортивных сборах в Гомеле, Могилеве, Барановичах, Бобруйске, в Беловежской пуще.

У республиканского комитета ВЛКСМ познакомились с самым главным «песняром», легендарным Владимиром Мулявиным. Он сам подошел к группе спортсменов, привлеченный нашей яркой формой. Этот простой, добрый и веселый человек был лидером ансамбля. А потом была встреча с Хатынью. Словно пулю в грудь поймал, дыханье прервалось, и ком в горле поселился, он и сейчас во мне. Жаль, что в этот приезд не удалось побывать там, поклониться памяти белорусской деревни и ее жителей! Зато была очередная, не помню какая по счету, встреча с Брестской крепостью-героем.

Умеют хранить память в Беларуси! Если раньше руины крепости поливались дождями, осыпались снегами, пеклись под солнцем и стыли на морозе, то несколько лет назад разрушенные стены покрыли защитным слоем. Оказывается, в шестидесятые годы у руководства страны Советов была идея снести с лица земли остатки героической крепости. Однако тогдашний руководитель республики Петр Машеров отстоял руины, защитил проект Музея. Наверное, поэтому именем первого секретаря компартии республики названа центральная улица Бреста.

Итак, после многолетней разлуки с Беларусью началось узнавание и неузнавание увиденного тогда, давным-давно. Я в Европе? Точно, в Европе! Поистине немецкие чистота и порядок.

Но все же — не Европа. Вот эти здания я помню с советских времен, но они изменились внешне, приобрели свой, местный, колорит. Удалось белорусам сохранить и усовершенствовать то хорошее, что было в советской системе. Именно усовершенствовать, сделать более удобным, красивым и доступным даже на селе. Только не надо думать, что не ведется строительство. Как раз размах его чувствовался не только в городах, которые смогли посетить, а это Брест, Кобрин, Береза, Ивацевичи, Несвиж. Строятся жилые массивы, спортивные и культурные центры. А вот стройки ведутся по-европейски. Каждая площадка огорожена сеткой, стройматериалы строго пакетированы, построена дорога, по которой идет техника, никаких комьев земли на основную магистраль не выносится. Все чисто и аккуратно. К слову, о дорогах, хоть об автомагистралях, хоть о городских, хоть о внутриквартальных и сельских. Трассы качественные, без ухабов и ям, с четкой разметкой, в том числе в сельской местности.

Надо сказать, что частный автопарк представлен в Беларуси изобилием иномарок, в основном европейских, встречаются и «отечественные», как по привычке местные жители называют детища советского автопрома. Конечно, «копеечки», «шестерки» и «Волги» очень старые. Из современного АвтоВАЗа ничего не попалось на глаза. Видимо, предпочтение отдают «немцам».

Посетили мы и Березовский мясоконсервный комбинат. Не буду перечислять ассортимент выпускаемой продукции. Спрошу только: помните колбасу «Докторскую», ту, родом из детства? Она не только тот самый запах имеет, но и цвет и, что самое главное, вкус! Государственные стандарты в Беларуси никто не отменял, они действуют, и это приятно ощущается вкусовыми рецепторами. А тушенка какая! Настоящая, с кусками мяса, с ароматной заливкой! Давненько не приходилось такой пробовать.

Вообще, в Беларуси продукты питания в основном представлены местными производителями: хлеб, мясо, молоко, крупы. Страна пошла по пути создания крупнотоварного сельскохозяйственного производства, и за счет этого выиграла. Здесь полностью переоснастили базы хранения сельскохозяйственной продукции, они стали исключительно мирового уровня. На солидном уровне переработка сельскохозяйственной продукции. Это огромная часть экономики. Если учесть, что крестьянин создает для семерых рабочие места в стране, это дорогого стоит.

В Беларуси не стремятся к строительству гигантских супермаркетов. Во-первых, тех магазинов, что уже существуют, вполне достаточно для удовлетворения нужд населения. Во-вторых, с появлением огромных магазинов неизбежно возникновение пробок и проблем с парковочными местами, в-третьих, если не во-первых, огромные торговые центры просто-напросто сильно тормозят развитие торговых связей Беларуси с Россией. Раньше подписывались прямые договоры на поставки продовольственных товаров, что гарантировало их реализацию в обход коррупционных схем.

И в-четвертых, в Беларуси достаточно глухих мест, деревушек, спрятанных, к примеру, в лесах Полесья, однако их жители не чувствуют себя оторванными от большого мира, в том числе и с поставкой продуктов питания. Просто здесь не забыли о старых добрых «Автолавках». И если, скажем, бабушке необходимо поменять холодильник или газовую плиту, ей стоит только сделать заказ, и необходимое доставят в целости и сохранности.

Забота о гражданах — приоритетная задача власти. Доля оплаты населением затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг увеличивается только в связке с ростом доходов. Сейчас около 70 процентов расходов на оказание жилищно-коммунальных услуг — дотационные, в среднем 30 процентов расходов оплачивает население. И этот показатель будет увеличиваться.

В условиях, когда в республике в три раза больше вакансий, чем безработных, говорить о повышении пособия по безработице нецелесообразно. Страна уходит от практики помещения детей в дома-интернаты, отдавая предпочтение семейным формам воспитания. Особая забота о ветеранах, даже в сельской глуши.

Большое внимание в Беларуси — физкультуре и спорту. Даже в небольших городках можно увидеть ледовый дворец, аквапарк со спортивным бассейном, гребной канал, футбольные и бейсбольные поля.

Можно долго рассказывать об увиденном в Республике Беларусь, но лучше посмотреть своими глазами. Задаю себе вопрос: хотел бы я жить в Беларуси? Скорее да, чем — нет. Очень уж соскучился по чистоте и порядку. Да и забытые слова «товарищ», «исполком» и прочие, коим на смену у нас пришли неуклюжие «господин», «муниципалитет», «департамент», вызывают  ностальгию!

Записал Александр ШЕВКО, «БН»

Брест — Кобрин — Береза —

Минск — Ставрополь

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter