Субъектив и объектив

Скромный бизнес предпринимательницы — под угрозой. Собкор «СБ» попытался разобраться в причинах конфликта
«У нас строится государство для людей, — волнуясь объясняет мне причину своего звонка в витебский корпункт «СБ» предприниматель из Дисны Виктория Гринина. — А вот со мной местные чиновники не то что проблему решать, разговаривать не хотят! Казалось бы, и вопрос несложный, и Миорский райисполком не раз выносил решение в мою пользу, но полгода назад я вынуждена была свернуть торговлю, терплю убытки. Куда я только не обращалась: в прокуратуру, суд, Минюст, департамент охраны, к землеустроителям, архитекторам... Когда закончатся мои злоключения, не знаю!»

...Лет пять назад Виктория Гринина с мужем перебралась из Новополоцка в городок Дисна, открыла там два киоска и в 2002 году стала продавать живые и искусственные цветы, семена, косметику, подарки. Горожане, ранее не избалованные изысками сервиса, восприняли этот небольшой бизнес на ура. В 2004–м Дисненский горисполком прислал Грининой письмо, где просил купить ковровую дорожку для открывающегося территориального центра социального обслуживания пожилых людей. «У меня тогда не было свободных денег, — вспоминает Виктория Евгеньевна, — и я письменно уведомила об этом председателя исполкома Ольгу Мороз». «Нет денег — и ладно, пришла бы на открытие с букетом цветов. Зачем было целую петицию писать и рассказывать, какие предприниматели бедные?» — недоумевает теперь Ольга Александровна.

В это же время предприниматель оформляла документы на землю, где стоят киоски. «Прошу разрешить аренду на 50 лет», — написала она в заявлении. А из Дисненского исполкома забрала бумаги, оформленные институтом «Витебскгипрозем», где значилось — «на 5 лет». «Борьба за справедливость» продолжалась полтора года, пока Миорский райисполком не обязал Дисненскую администрацию удовлетворить просьбу предпринимателя.

...Витрины двух киосков Грининой, расположенных между зданиями Дисненского комбината строительных материалов, выходят на центральную улицу города. Однако чтобы попасть внутрь, необходимо пройти по территории предприятия.

— У меня все согласовано с главным архитектором Миорского района, — утверждает Виктория Евгеньевна, показывая проект и копию генплана Дисны, — здесь же стоят подписи всех заинтересованных лиц!

— Ни один документ, кроме лицензии, у предпринимателя не оформлен правильно, — парирует председатель Дисненского горисполкома.

Второго декабря минувшего года от руководства комбината стройматериалов Гринина получила уведомление, гласящее, что с 12 декабря вход на территорию предприятия будет запрещен. Подписал документ директор КСМ Чеслав Мороз — муж Ольги Александровны Мороз!

— Эта семья объединилась против меня и лишает законного бизнеса, — уверена Гринина.

— Человек почему–то хочет снять с работы меня и моего мужа, — разводит в ответ руками Ольга Мороз.

Утром 3 декабря 2005–го, направляясь к рабочим местам, предпринимателю и двум ее женщинам–продавцам даже пришлось вступить в рукопашную с директором КСМ. Правда, суд Миорского района не смог определить зачинщика и оштрафовал обоих.

Тогда предприниматель снова обратилась в Миорский райисполком с заявлением, чтобы ей установили сервитут — законное ограниченное право пользования чужим имуществом. Другими словами, пусть на предприятии чуть ли не флажками отметят дорожку, по которой можно будет спокойно передвигаться. Но, как выяснилось, установление сервитута невозможно. Правда, райисполком обязал Чеслава Мороза обеспечить свободный проход к киоскам. Приказ, изданный директором КСМ, снова не устроил предпринимателя. «Через административное здание и склад готовой продукции ни я не пойду, ни продавцов не пущу, — говорит Гринина. — Не хочу, чтобы в один прекрасный день кого–то из нас обвинили в воровстве». В итоге киоски закрыты, местные жители недовольны, а предприниматель намерена предъявить директору комбината имущественные претензии. «Но она же не представила ни одного заявления с изложением своих требований, — жалуется Чеслав Мороз, — поэтому я и не знаю, чего она хочет. Все вопросы давно можно было решить. Но не с райисполкомом, а со мной. Если Гринина или ее продавцы ноги себе на комбинате стройматериалов переломают, отвечать ведь мне придется!»

...Сомневаюсь, что ситуация, возникшая в Дисне, такая уж из ряда вон выходящая и неразрешимая. Почему тогда в Миорах до сих пор не разрешили конфликт? Не смогли? Не захотели? В декабре 2005–го, отвечая на коллективную жалобу жителей Дисны, зампред райисполкома Богдан Шиманский писал: «Апеллирование к райисполкому в данной ситуации не имеет под собой законных оснований». А его коллега Александр Шубский в феврале 2006–го и вовсе поставил точку в переписке с предпринимателем! Уж не знаю, что явилось первопричиной конфликта: личная неприязнь, возникшая между ИП и председателем Дисненского горисполкома, или что–то еще, но чиновникам, представляющим государственную власть, непозволительно так относиться к своим обязанностям. Подтвердила это и Витебская областная прокуратура. «Принять меры к обеспечению свободного доступа к киоскам», — бумага с таким распоряжением поступила в адрес председателя Миорского райисполкома накануне майских праздников. Как будут дальше развиваться события?

На снимке: Дисна. Улица Юбилейная. «Скоро ли, Евгеньевна, киоски откроешь?»
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter