Субботняя почта

Жизнь во времени

У каждого из нас своя жизненная дорога. Кто-то изо всех сил старается двигаться по ней, но при этом буксует, а кто-то стремительно, легко, без видимых усилий идет вперед. И дело тут не столько в везении, сколько в прилежании, усердии, желании преодолеть все препятствия на пути к заветной цели. К тем, последним - прилежным и усердным, как мне кажется, относился и Геннадий Георгиевич Бартошевич, которому завтра исполнилось бы 70, но которого вот уже 11 лет нет вместе с нами...

Впервые я встретился с ним в 1951 году, когда Бартошевич был секретарем парткома Минского станкостроительного завода имени Октябрьской революции. К тому времени Геннадий Георгиевич уже прошел на заводе путь слесаря, инженера-технолога, окончив вечернее отделение БПИ. А еще подрабатывал на радио... диктором. Потом была партийная работа в Молодечно. Яркого и перспективного организатора направили на учебу в Москву. Вернувшись, стал первым секретарем Фрунзенского райкома партии, а затем и руководителем столичной партийной организации, "мэром" Минска, а эти годы отмечены в истории Минска замечательными свершениями.

Геннадий Бартошевич был "крестным отцом" Троицкого предместья. И при строительстве Минского метрополитена самое трудное время выпало на долю Геннадия Георгиевича. При непосредственном его участии родилась и поддерживалась традиция смотров городов, соревнований районов по наведению чистоты и порядка. Геннадий Георгиевич слыл ярым приверженцем выдвижения молодых кадров на руководящие должности, а городской комитет партии был отличной школой отбора и воспитания целой генерации молодых, незаурядных, талантливых личностей. Друзьями Бартошевича были Николай Еременко-старший, Ростислав Янковский, Михаил Савицкий, Мария Захаревич и многие другие яркие представители белорусской культуры.

...Многотрудная ноша досталась Геннадию Бартошевичу в последние годы его жизни - дипломатическая. Чрезвычайного и Полномочного Посла СССР в КНДР, которого сменил наш земляк, руководитель государства не принимал несколько лет. Зато уже в первый год своей посольской миссии Геннадий Бартошевич дважды встретился с Ким Ир Сеном, сблизился с его преемником Ким Чен Иром, и барометр непростых ранее отношений между странами снова стал показывать "ясно". Геннадию Бартошевичу в очередной раз помогли опыт, умение налаживать отношения с людьми.

Для всех, кто его знал, Геннадий Георгиевич навсегда остался примером человеческих качеств самой высокой пробы. Идут годы, но память о нем - всегда в наших сердцах.

Александр СИМУРОВ, заслуженный работник культуры, лауреат Государственной премии.



Где прячутся монстры

По субботам мы с 13-летним внуком Олегом часто ходим на книжную выставку-ярмарку, что размещается в помещении ВДНХ на улице Янки Купалы в Минске. Олег - большой любитель разного рода "фэнтези", книжки буквально "глотает", а потому бываем на книжном базаре часто. И практически каждый раз встречаем возле билетных касс женщину с коробкой для пожертвований в пользу бездомных животных. Иногда она продает еще и небольшую газету, выпускаемую обществом защиты братьев наших меньших. Ее слабый возглас: "Помогите бедным животным, сколько можете" время от времени шелестом проносится над нетерпеливой очередью, торопящейся купить входной билет и окунуться в притягательную атмосферу книжных развалов. Обычно женщина стоит возле самых окошек кассиров - в наивной надежде, что здесь, открыв кошелек, чтобы заплатить за вход в зал, человек не пожалеет какую-нибудь мелкую купюру и для нуждающихся в защите кошек да собак.

Почему пишу "в наивной надежде"? Да потому, что скромный призыв ее остается гласом вопиющего в пустыне: равнодушно взглянув на собирательницу пожертвований, книгочеи так же равнодушно закрывают портмоне и сумки и чуть ли не бегом направляются к прилавкам - наверное, чтобы быстрее "прикоснуться к доброму и вечному". Не в моих житейских правилах кого-то осуждать: каждый поступает так, как считает нужным. Удивляет и беспокоит другое. Публика на книжной ярмарке собирается весьма культурная - туда ведь не за пивом приходят, за пищей духовной! Культура же, как мне кажется, кроме "механической эрудиции", предполагает и такие качества, как сочувствие, желание помочь ближнему. Конечно, книги нынче пишут и продают разные. Тем не менее сюжеты даже столь порицаемых родителями и педагогами произведений "про монстров", которые так любят подростки, в подавляющем большинстве случаев построены на извечной фабуле борьбы добра со злом, причем добро, как и положено, побеждает. Но почему побеждает только в книгах и в поступках литературных героев? Куда пропадают живые, реальные доброта и забота?

Мне можно возразить: мол, надоели "все эти попрошайки". Однако существует принципиальное различие между бездельником, хватающим в переходах пешеходов за фалды и требующим "рубль", и попавшим в жизненный переплет беднягой, который, кроме паперти, другого пути уже не видит. Так же, в свою очередь, и этот несчастный принципиально отличается от человека, собирающего пожертвования не для себя (!), а для других. Надо сказать, в отличие от профессиональных нищих, те, кто собирает средства для животных, искренне благодарны за любую сумму. И не надо убеждать, что это лишь игра на публику. Все равно не поверю. Как не поверю и тому, что культура и человечность идут параллельными путями.

Тамара ВОРОНОВА, Минск.



Хочу учиться...

Написать в редакцию меня заставил случай, нечаянным свидетелем которого я стала. Как известно, 1 сентября - радостный день для учителей, учеников и их родителей. Особенно для первоклассников. Когда малышей после торжественной линейки в нашей школе N 46 стали разводить по классам, к одной из учительниц подошли мальчик лет 6 и девочка, которая на вид была старше брата года на 2. На голове у девочки сиял небрежно завязанный белый бант, в руках она держала букет. Мальчик крепко держал сестру за руку, но видно было, что в этой паре верховодит именно он. Вдруг малыш обратился к учительнице: "Возьмите ее к себе в первый класс", - и кивнул в сторону сестры. Учительница на секунду оцепенела: "Вы подавали заявление? Как фамилия? Где ваши родители?". Мальчик так же спокойно ответил: "Папа нас давно бросил, а мама не придет - она спит пьяная". Немая сцена. Через минуту-другую до учительницы дошел смысл сказанного. Она попыталась объяснить малышам, что не может так просто принять их в класс, присутствие и заявление мамы - обязательное условие. "Да не придет она! - вдруг в сердцах воскликнула девочка. - А мне в школу надо, мне скоро 8 лет будет". Брат одернул ее: "Не реви! Школ много - пойдем в другую". И они ушли.

К сожалению, я не знаю ни имен, ни фамилий этих детей. Но зато знаю наверняка, что им нужно помочь: и ласковым словом, которого они, вероятнее всего, были лишены в собственной семье, и делом. Надеюсь, мое письмо прочтет мать этих малышей и наконец-то задумается, что главнее в ее жизни: похмельный синдром или счастье собственных детей.

Светлана САВКО, ученица 11-го класса СШ N 46, Минск.



Для него никогда не кончится война

Уже много лет со мной по соседству живет старик. Этот странный человек не раз вызывал смех у многих. Ведь большинству из нас странно слышать, что кто-то беспрестанно твердит о войне, о том, что вот-вот начнется бомбежка. Естественно, старика окрестили сумасшедшим и перестали обращать на него внимание.

Тайна его открылась совершенно случайно. Кто-то из старожилов вспомнил, что когда началась война, этот старик был еще совсем мальчишкой. Однажды в их дом ворвались немцы и расстреляли родителей на глазах у мальчика. Его самого немцы не тронули, наверное, слишком маленьким и безобидным он показался. А малыш долго не мог прийти в себя, из резвого мальчугана превратился в вялого и безразличного ко всему ребенка. Люди думали, что у него найдутся силы, чтобы пережить горе. Но сил у него не хватило... Он так и не смог забыть ужасной гибели родителей. Он в одиночестве прожил свою жизнь. Его рана никогда не зарубцуется. Война забрала у него не только детство, но и всю жизнь...

Юлия ЛАДНОВА, Бешенковичи.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter