Субботняя почта

Возможно, это был он.
Возможно, это был он...

30 июня в "СБ" было опубликовано письмо нашего читателя Олега Журавлева, в котором он рассказывал о безрезультатных попытках узнать что-либо о судьбе брата, погибшего во время Великой Отечественной войны. Дмитрий Григорьевич Журавлев 1914 года рождения был призван в армию в 1940 году и проходил службу в Челябинской области, был командиром орудия. В июне 1941 года эшелон с челябинскими военными был отправлен на запад. С тех пор ни одного сообщения ни от Дмитрия, ни из части, где он служил, семья не получала. Уже значительно позже, после войны, Олег Николаевич Журавлев прочитал в одной из книг о партизанском движении в Белоруссии такие строки: "В отряд пришел опытный артиллерист Журавлев Д., который успешно воевал, в отряде была и пушка". Обращения в архив партизанского движения ситуацию не прояснили. Однако после публикации редакция получила письмо от председателя совета ветеранов ОАО "Витебскдрев" Константина Антоновича Панушкина. Наш читатель рассказал, что в 1942 году в бою партизан Сенненской бригады с фашистами участвовал расчет партизанской пушки. Поскольку силы были неравными, партизанам пришлось отступать. Отступая, бойцы тащили орудие и оборонялись, как могли. Командир орудия поставил задачу любыми путями спасти пушку, чтобы она не попала в руки врага. Весь расчет погиб, спасая орудие. "Возможно, - пишет Константин Антонович, - командиром того боевого расчета и был Дмитрий Журавлев".

Оказалось, в Сенно живет командир партизанского отряда Сенненской бригады, который может помнить место гибели бойцов. Возможно, его рассказ высветит еще одну трагическую страницу истории.

Марина БЕЛЯЦКАЯ, "СБ".



Кусочек Родины в далеком океане

Сейчас даже сам капитан дальнего плавания Иван Альфонсович Иванович наверняка не вспомнит, как у него, простого деревенского мальчишки с Гродненщины, никогда не видевшего моря, зародилась мечта о нем. Но почему после окончания Клайпедского мореходного училища местом работы он выбрал Приморье, до которого от родной Беларуси 11 тысяч километров и 9 часовых поясов, знает точно. В начале 80-х Дальний Восток был местом, где молодые, инициативные люди могли полностью реализовать себя.

Крупнейшее в СССР транспортное рыбацкое предприятие, управление "Востокрыбхолодфлот", работа четвертым, третьим, вторым, старшим помощником капитана... Через все трудности прошел белорусский паренек, совмещая месяцы дальних океанских экспедиций с заочной учебой в Дальневосточном техническом институте рыбной промышленности. Но настоящий характер Иван Альфонсович проявил в должности капитана, получив ее уже после перестройки.

Началась приватизация. На глазах разваливался "Востокрыбхолодфлот", продавали в Китай за долги суда... Многие в такой ситуации терялись. А Иван Иванович не только, как говорится, на голом месте учредил рыболовецкую компанию, суда которой рыбачат ныне в Японском, Охотском и Беринговом морях, но и стал активно участвовать в жизни белорусского землячества в Приморье. В общественно-политическом объединении "Полесье" он взял на себя экономические вопросы.

В прошлом году Ивану Ивановичу присвоено звание "Почетный работник рыбного хозяйства Российской Федерации". Но связь с родной Беларусью он не прерывает. Из семи судов его компании два носят имена "Минск" и "Гродно". А в ближайших планах моряка перерегистрация еще одного судна, которое будет именоваться гордо - "Беларусь". Как еще одно напоминание о родной земле в далеком Тихом океане...

Виктор ФРИДЬЕВ, главный редактор журнала "Океан и бизнес", член Союза журналистов.



Нельзя останавливаться на полпути

Не так давно Минский горисполком принял решение упорядочить парковку частных автомобилей во дворах. С какой надеждой восприняли его я и мои соседи! Я, конечно, не против машин, однако поведение многих их владельцев иначе, как проявлением крайнего эгоизма, не назовешь. Действуют по принципу "что хочу, то и ворочу". Бросают свои "тачки" на газонах, детских площадках и даже тротуарах. Неисправная сигнализация не дает спать по ночам. Картину дополняют пролитое на асфальт масло и грубость автовладельцев в ответ на наши справедливые замечания.

Казалось бы, городская власть, сказав по поводу всего этого свое веское слово, должна навести порядок. Однако дальше установки предупреждающих табличек дело не пошло. Убеждаюсь в этом на примере микрорайона Восток, где живу сама, или Уручье, где живут родители. Ни работникам ЖЭСов, ни милиции нет дела до припаркованных в неположенном месте автомобилей. Причем не только легковых - некоторые приезжают в "свой" двор на грузовиках, микроавтобусах. Не прибавилось и платных стоянок. И даже нанести разметку в тех местах, где парковка разрешена, что позволило бы размещать машины рациональнее, не удосужились.

Что же мешает городским властям довести начатое до конца? Да и самим автовладельцам следует задуматься, ведь многие без всякого основания попирают законные права остальных граждан на нормальную комфортную жизнь в своих дворах.

Мария ПЕТРУКОВИЧ, Минск.



Где вы, добрые люди?

Ехал я в автобусе из Минска в Боровляны. Мне сесть не удалось - не страшно, я еще выдержу. Но рядом стояла женщина с больным мальчиком лет двух на руках - у него ножки загипсованы. До самой областной больницы им никто место так и не уступил. Я пытался помочь - подержать на руках ребенка, однако сделал только хуже: не привыкший к чужим, малыш расплакался на весь автобус. В салоне находилось много молодежи - мне показалось, студентов-медиков. Кто-то высказался, что с таким ребенком "надо ездить в такси"... Случай в автобусе навел на мысль рассказать о настоящей людской доброте.

Шел 1963 год. Я, сельский парень, решил поступать в Городокский техникум. Успешно сдал вступительные экзамены и довольный возвращался домой. Вот только в Витебске, толком не разобравшись, умудрился взять билет в прицепной вагон. На станции Оболь объявили стоянку, и я отправился что-нибудь купить в буфете - в кармане оставалось 50 копеек. Однако все было закрыто - дело происходило поздним вечером. Возвращаюсь к поезду, а моего вагона нет - уехал.

Рассказал о своей беде кассирше по имени Татьяна. Она позвонила на ближайшую по ходу поезда станцию, чтобы там сняли мои вещи, а позже отвела к поезду Москва - Рига и попросила латышскую проводницу взять меня до Полоцка, где я снова сел бы на нужный мне маршрут.

Ранним утром в Полоцке на свои 50 копеек, наконец, купил полбулки хлеба и бутылку лимонада - это на весь предстоящий день и ночь, которую надо было ехать до Минска. Недалеко от города жил мой однокашник по курсам Михаил Васильков, и, чтобы скоротать ожидание, я решил наведаться к нему. Водителю пригородного автобуса честно сказал, что денег нет. Тот согласился взять безбилетника. День у Васильковых прошел очень интересно: мы и отдыхали, и выполняли нужную по хозяйству работу. Вечером Михаил дал мне 3 рубля на дорогу и посадил на попутку. Назавтра утром я прибыл в Минск, а к вечеру явился домой.

Эту историю описал потому, что не могу понять, куда же пропала доброта людская, почему никто в автобусе не уступил место женщине с больным ребенком. Неужели люди меняются в худшую сторону? Так не хочется в это верить...

Александр АДАМОВИЧ, Марьина Горка.



Захлопни дверь перед грехом из прошлого

Статья Валентины Мохор "Устаканенные" отношения" ("СБ", 27 августа) задела за живое. Мне 45 лет. C мужем мы живем в деревне. Единственный сын уже вырос, у него своя жизнь. Почти 26 лет я проработала на небольшом швейном предприятии. Коллектив был отличный: вместе отмечали дни рождения коллег, свадьбы, крестины, праздники. Естественно, выпивали, но понемногу. И в семье было, как у большинства сельских пар: муж выпивал, я его ругала. А потом все перевернулось с ног на голову. Когда мне минуло 40 лет, я стала составлять мужу компанию. И понеслось... У меня начались запои. Муж проспится - пойдет на работу, а я встать не могу без "опохмела". Не могла спать, ночами бродила по улицам: увижу у кого в доме свет - захожу, прошу дать валерьянки или другого лекарства на спирту. Я докатилась до того, что у меня начал проявляться алкогольный психоз. Не раз попадала в больницу, лежала под капельницей. Приезжал сын, просил, плакал, умолял меня бросить пить. Я обещала и... снова пила...

Так продолжалось 2 года. А потом меня уволили с работы. Я пережила сильнейший стресс. Все думала, как мне теперь жить, как смотреть в глаза родным, близким. Первую фразу, вернувшую меня к жизни, произнесла сестра: "Причины для пьянок нет, есть только дурь в голове, неуважение к самой себе, своим родным". Это был самый справедливый упрек. А потом у меня появилась книга "Христианское чтение". Я буквально ложилась и вставала с ней, стала изредка посещать церковь. Жизнь как будто наполнилась новым смыслом.

Муж до сих пор выпивает, но уже гораздо реже, втайне от меня - боится, как бы я снова не начала пить. А я к алкоголю стала совершенно равнодушна. Живу по завету из христианской книги: "Вы накликаете на себя беду, вспоминая то, что следует забыть. Если к нам приходят грехи прошлого, мы всегда можем захлопнуть перед ними дверь". Я советую всем пьющим семьям попросить у Бога защиты, чтобы оградить их от страшного врага и греха - "зеленого змия". И попробовать посмотреть на жизнь трезвыми глазами, ведь она, жизнь, такая красивая, яркая и неповторимая. А главное - единственная.

Ирина Т., Слуцкий район.



Заколдованное число

В целом я не верю в суеверия, гороскопы, гадания. Но как объяснить то, что происходит в нашей семье? Что это - феномен зла или проклятие, а может, рок несчастной судьбы, который нас преследует? Или просто совпадение?

Все дело в том, что для нашей семьи число 11 стало роковым и несчастным. Все родственники умерли именно 11-го числа: дедушка - 11 мая; дядя - 11 декабря, бабушка чудом прожила на два дня дольше, однако и тут присутствует 11-е число. Она впала в кому 9 ноября и, не приходя в сознание, умерла 13-го. Что все это значит? Стоит ли мне принимать подобные обстоятельства всерьез? Хотелось бы знать мнение других.

Теперь я боюсь 11-го числа, жду его с большой тревогой каждый месяц: вдруг опять произойдет что-нибудь ужасное. Как избавиться от этих страшных мыслей?

Ирина Викторовна, Минск.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter