Субботняя почта

Моральный выбор Случилось это в 1952 году, когда я учился в 6-м классе сельской семилетки.
Моральный выбор

Случилось это в 1952 году, когда я учился в 6-м классе сельской семилетки. Во время перерыва один из учеников чем-то тяжелым в классной доске пробил дырку. Следующий урок вел очень уважаемый и любимый нами учитель Адам Александрович. Первый его вопрос был: "Кто это сделал?" Все молчали. Тогда тот же вопрос последовал к старосте класса, то есть ко мне. Я знал провинившегося - тот стоял рядом. За секунды в уме промелькнули все возможные варианты. Казалось бы, самый легкий ответ: не знаю, не видел. Но тогда надо соврать, обмануть учителя. Меня бросило в жар. Так хотелось, чтобы провинившийся сам признался: он бы и себя не выставил трусишкой, и меня не заставил терзаться. Всю жизнь потом я часто и мучительно вспоминал этот момент - иногда хвалил себя за ответ, иногда ругал и краснел за себя, 12-летнего мальчишку. Случалось, с укоризной думал об учителе: ну зачем Адам Александрович подвергал меня такой пытке! Я так любил его, что соврать было выше моих сил. И я назвал имя того, кто это сделал...

Большинство ребят осудили меня. Не знаю, что подумал обо мне сам учитель. Порой казалось, что и он меня осудил. К чему это пишу? Подростку очень важно определить для себя основные принципы, чтобы потом, опираясь на них, идти по жизни. Один из них: не ври! У японцев сурово осуждается законом и обществом, если человек, зная, что сосед что-то делает не по правилам, умолчал и не сообщил об этом совету старейшин (в деревне) или в полицию. То есть наше осуждаемое всеми так называемое "стукачество" там - норма поведения. Может, поэтому в тюрьмах там раз в 100 меньше осужденных, чем у нас. У нас же часто, особенно на телевидении, знаменитые люди, бахвалясь, вспоминают, какими в детстве и юности были плохими. С какой легкостью обманывали учителей, родителей. А ведь и религия обман квалифицирует как большой грех. Что думают об этом педагоги, психологи? И, может, я не прав?..

Сергей ТЕРЕЩЕНКО, Гомель.



Давайте подумаем над своими поступками

Посмотрите вокруг, что мы уже натворили: вырубили леса, изуродовали русла рек, расковыряли землю, загрязнили окружающую среду и атмосферу. Запасы земных недр не безграничны, но мы упорно продолжаем уничтожение. А как же будут жить те, кто придет после нас? Мы дарим своим детям игрушки и конфеты, говорим, как мы их любим, и тут же грабим их, истребляя все вокруг.

Нет, я не имею в виду отказ от использования полезных ископаемых и даже не призываю сокращать их добычу. Я предлагаю насторожиться и правильно взглянуть на свои поступки. Еще 15 - 20 лет назад существовало хорошо развитое кулибинское движение, и нам, простым изобретателям-одиночкам, было легче продвигать свои идеи. А что сейчас? Все развалено, и сегодняшних Кулибиных буквально никто не замечает. Беда называется - равнодушие. Возможно, трудно уловить связь между экологией и изобретательством. Но только на первый взгляд. Существует самая непосредственная связь между долгом, любовью к детям и проблемами изобретателей-одиночек.

Я понимаю, не всем дано Богом стать творцами. Но если тебе чего-то не дано - не мешай другим. Я могу понять любого чиновника, когда речь заходит о государственных деньгах с их строгой отчетностью, где риск должен быть исключен. Но ведь в большинстве случаев мы говорим о простом содействии, не требующем денежных вложений. И все равно разрушить каменную стену непонимания невозможно.

Олег ЖИВАН, Гомель.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter