До начала Великой Отечественной в СССР предпринимались попытки создания самоходно-артиллерийских установок (САУ). Были рассмотрены десятки проектов, по многим из них построены опытные образцы. Но до массового принятия на вооружение дело не дошло. Ситуация изменилась в январе 1943-го, когда началось серийное производство самоходных 76-мм установок СУ-76 (позже СУ-76М) на базе легкого танка Т-70.
Самоходки СУ-76 на марше, 1944 год
Эту САУ часто использовали для борьбы с танками противника, но считать ее противотанковой нельзя. Броня СУ-76 (лоб – 26–35 мм, борт и корма – 10–16 мм) защищала экипаж от стрелкового огня и тяжелых осколков.
СУ-76 предназначалась для огневой поддержки пехоты в роли легкого штурмового орудия и противотанковой САУ. В этом качестве она заменила легкие танки непосредственной поддержки пехоты. СУ-76 имела много плюсов: простота в обслуживании, надежность, малошумность, высокая проходимость по лесисто-болотистой местности. В качестве противотанковой САУ СУ-76 успешно боролась со всеми типами легких и средних танков вермахта и равноценными САУ противника.
Что собой представляет СУ-76? Машина – полуоткрытая самоходно-артиллерийская установка с задним расположением боевого отделения. Механик-водитель, бензобаки, двигательная установка и трансмиссия размещались в передней части бронекорпуса, двигатель – справа от осевой линии. Боезапас, орудие и рабочие места командира, наводчика и заряжающего располагались в открытой сверху и сзади боевой рубке.
Этими машинами был оснащен 1223-й самоходно-артиллерийский полк, входивший в состав 29-го танкового корпуса 5-й гвардейской танковой армии. В нем проходил службу Николай Антонович Сергеев – командир батареи, участник освобождения Беларуси. Полк участвовал в наступлении 3-го Белорусского фронта под Оршей в июне 1944 года. В этот, а также в 1239-й самоходно-артиллерийский полк 16-го танкового корпуса 1-го Белорусского фронта были поставлены по ленд-лизу около 54 САУ M-10.
Николай Сергеев в 1969-м передал в Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны фотографии, письма родным, личные записи и любопытный документ – акт от 2 марта 1944 года о получении техники из техчасти по ремонту и эксплуатации. Эта техника и есть те самые САУ М-10 «Вулверайн» («Росомаха»). Из воспоминаний Николая Антоновича: «18 июня 1944 года наш полк прибыл в район Смоленска, а 19 июня в расположение полка прибыл командующий 5-й гвардейской танковой армией маршал Павел Алексеевич Ротмистров. Его интересовала наша боевая техника, особенно американские самоходки, и как ее освоил личный состав. Мне было поручено докладывать маршалу о боевых и технических характеристиках машин. Машины были неплохие, но мы их немного переделывали, убирали лишний комфорт, увеличивая боеукладку до 95 снарядов».
А вот строчки из письма Николая Сергеева жене, отправленного за день до начала операции «Багратион»: «Прими, родная, фронтовой привет от твоего мужа, офицера 29-го Краснознаменного ордена Суворова танкового корпуса. Сейчас отправляемся на фронт. Надеюсь, что вместе с личным составом подразделения в первом бою за освобождение родной Белоруссии оправдаем доверие Родины. Будь уверена, что ни один прогремит сталинский салют Родины над Москвой, в честь войск нашего фронта. Знай, что в каждый залп орудийного салюта будет вложена наша воля, наша сила к победе над врагом, каждый залп орудийного салюта – это мой голос, зовущий на новый подвиг во славу нашего народа за любимую Родину. Полевая почта 97736, 23/У1–1944 г.».
Николай Сергеев окончил службу в армии в 1948 году, после занимался партийной и профсоюзной работой.
Что касается СУ-76, за все время собрали более 13,5 тысячи единиц техники. Производство остановили после войны, в октябре 1945-го, а через несколько лет машины сняли с вооружения армии СССР. На базе этой модели позже выпускали и другие виды установок. По массовости СУ-76 уступала только легендарным танкам Т-34. За простоту в обслуживании и выполнение боевых задач по поддержке пехоты солдаты охотно ее использовали. Машина была востребована на фронте и оставила яркий след в истории Великой Победы.
КАРТОЧКА СУ-76 ОБРАЗЦА 1942 ГОДА
♦ Боевая масса – 11,2 т
♦ Экипаж – четыре человека
♦ Длина корпуса – 5000 мм
♦ Ширина – 2740 мм
♦ Высота – 2200 мм
♦ Клиренс – 300 мм
♦ Скорость по шоссе – 44 км/ч
КСТАТИ
СУ-76 оснащалась силовой установкой из двух четырехтактных рядных шестицилиндровых карбюраторных двигателей ГАЗ-202 мощностью 70 лошадиных сил. САУ позднего выпуска снабжались форсированным до 85 лошадиных сил вариантом тех же двигателей. Подвеска у СУ-76М индивидуальная торсионная для каждого из шести опорных катков малого диаметра по каждому борту. Ведущие колеса располагались спереди, а ленивцы были идентичны опорным каткам.
Юлия МИЩЕНКО
mischenko@sb.by
Эдуард ГЕРАСИМЕНОК, ведущий научный сотрудник отдела военно-фронтовой истории Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны
«Оружие героев» – совместный проект ИД «Беларусь сегодня» и музея истории ВОВ. СУ-76
СУ-76: надежность и простота
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.