Не могу не откликнуться на статью С.Голесника «Куда ведут эти дороги» («СБ» за 11 марта).
70 лет назад, 12 марта 1945 года, погиб мой отец Михаил Миронович Сухоцкий, 1914 г.р., старшина стрелковой роты 392–го стрелкового полка 73–й стрелковой дивизии. 7 марта 1945 года приказом командира 73–й стрелковой дивизии за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные мужество и отвагу награжден орденом Красной Звезды. Вручить награду не успели. Отец погиб на минных полях вблизи г. Браунсберг (сейчас г. Бранево, воеводство Эльблонг, Польша). Похоронен на военном кладбище в Бранево (о котором рассказывается в статье), 4 участок, могила № 67.
В 1985 году мы с сестрой посетили это кладбище. Оно было ухожено, по центральной аллее цвели кусты красных роз.
В сентябре 1991 г. мы опять побывали на кладбище, установили на цементной плите табличку с фамилией отца. Имена на плитах встречаются изредка, т.к. обозначают их только родственники. Нам место захоронения указали благодаря записи в архивной книге, которая хранилась в Обществе польско–советской дружбы.
В 1991 году ситуация по уходу за кладбищем заметно ухудшилась.
А сейчас... «Памятник разрушается. Трава — выше колена. Горожане подъезжают на машинах и выпускают собак. Ограды нет, и животные бегут на могилы нужду справлять».
Стыдно, горько, обидно. Пишу и плачу. Здесь похоронены 31.371 гражданин бывшего СССР. Неужели некому поставить вокруг ограду, отремонтировать памятник и время от времени ухаживать за могилами? Готова отчислять из своей пенсии на благоустройство. Думаю, моему примеру последуют и другие пока еще живые дети, внуки этих солдат.
В 2005 году я стучалась во все двери с надеждой узнать, в каком состоянии в юбилейный год захоронение, будут ли организованы автобусные поездки на это кладбище белорусских солдат.
В результате мне так никто и не пояснил, кто курирует вопросы состояния мест захоронений наших воинов за границей. Надеюсь на помощь редакции...
Нельзя допустить, чтобы мемориал и кладбище советских воинов, погибших в годы Второй мировой войны, находились в таком состоянии запустения и разрушения.
С уважением, Анна Михайловна СУХОЦКАЯ–ЧЕРНЯКОВА.
Минск.
Советская Белоруссия № 84 (24714). Четверг, 7 мая 2015