Стволовые клетки доросли до Нобелевской премии

Эта неделя проходит под знаком большой науки...

Эта неделя проходит под знаком большой науки. В Стокгольме и Осло называют обладателей Нобелевских премий за 2012 год. Первыми чествовали биологов — японца Синъя Яманака и британца Джона Гордона — за исследования, которые могут помочь найти способ избавления от рака. Благодаря их работам по стволовым клеткам и клонированию животных созданы подходы для получения новых тканей и копий целых организмов.


— Нобелевская премия присуждена за разработку теоретических основ применения технологии и за первый небольшой опыт применения в клинике. Дело в том, что здравоохранение во всем мире — одно из самых консервативных направлений. По объективным причинам, ведь главная заповедь — не навреди. А вот доказать, что эти технологии действительно не навредят, пока не удалось никому. Я думаю, что это сможет следующий нобелевский лауреат.


Это мнение главного гематолога Министерства здравоохранения, руководителя Республиканского центра гематологии и пересадки костного мозга доктора медицинских наук Анатолия Усса. Он утверждает: исследования как прикладного, так и фундаментального характера на предмет возможности применения стволовых клеток для лечения ряда заболеваний проводятся нынче во всех крупных мировых клиниках и медицинских центрах. Сегодня стволовые клетки используются при лечении заболеваний злокачественных, аутоиммунных, неврологических, болезнях крови...


— Сейчас мы находимся в переходном периоде, когда стоит вопрос о целесообразности и эффективности этих технологий при лечении болезней печени, сахарного диабета, инфаркта миокарда, мозга, ожогах... Ведь клетки, которые делятся, способны заместить умершую или погибшую ткань. Главная проблема — не просто ввести такую стволовую клетку в пораженный орган, а сделать так, чтобы она начала делиться в правильном направлении и не стала чужеродной. В частности, у нас в клинике разрабатываются подобные технологии при лечении болезней печени и при неврологической патологии. К концу года совместно с БелМАПО планируем приступить к разработке технологии применения стволовых клеток при системной склеродермии — заболевании, против которого пока нет эффективного оружия — люди становятся инвалидами.


Тем временем


Нобелевскую премию по физике вчера присудили французскому исследователю Сержу Харошу и американскому ученому Дэвиду Джей Уайнленду за изучение взаимодействия света с материей — создание прорывных технологий манипулирования квантовыми системами. Кстати, основное направление деятельности Института физики имени Б.И.Степанова НАН — как раз взаимодействие света с веществом. Например, с тканями и кровью, что применяется в медицине. Другие интересные проекты прикладного характера — очищение старых артефактов от налета времени, зондирование атмосферы...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter