Театральная история нашей страны насчитывает не одно столетие. Начиналась с древних обрядов, творчества уличных музыкантов, продолжилась через спектакли любительских коллективов и стала фундаментом зарождения профессионального искусства. Заглянем за кулисы самодеятельных театров середины прошлого века и найдем связующие нити с современностью.

Всматриваемся в черно-белые снимки прошлого века. Некоторым из них уже сто лет. На фотографиях детских театральных коллективов из поселка Любча Новогрудского района, из деревни Илья, что на Вилейщине, счастливые ребята в костюмах гномов, ангелов, королей. На лицах юных артистов сияют улыбки. По всему видно, усталость от многочисленных репетиций и вечеров, потраченных на создание своими руками костюмов и декораций, улетучилась под шум громких аплодисментов зрителей. Однажды ощутив вкус выступления на широкую публику, истинный артист стремится снова заводить с ней разговор. Театральные коллективы не замыкались на выступлениях только лишь в своей округе, объезжали с постановками близлежащие местечки и поселки, оттачивая актерское мастерство. Может быть, кто-то из тех маленьких бродячих артистов становился со временем профессиональным актером. Многие, родившись в сельской местности, выбирали более земные специальности, а любовь к театральному искусству передавали через художественную самодеятельность.

Удивляли по-разному. Например, диковинными номерами с участием обитателей леса. В Сморгони существовала единственная в Европе медвежья академия. Основали ее в середине XVII века князья Радзивиллы. Работала она так: маленьких медвежат отлавливали в лесах, селили в специальных манежах, а потом обучали танцам под звуки бубна и рожка. В своеобразной «мишкиной» школе косолапым нужно было «учиться» более шести лет. После окончания такой академии выпускник умел не только танцевать на площадях и ярмарках, но и кланяться, бороться. После зимней спячки наученные веселить народ медведи отправлялись на заработки.

В исторических источниках сказано, что воспитанники «сморгонской академии» были частыми гостями на кирмашах Пруссии, Шлезвига, Баварии и Эльзаса. Поздней осенью возвращались назад, оставляя в памяти заграничных зрителей много ярких эмоций. Один французский монах, впервые увидев необычных артистов, записал: «Мне показали медведей, предназначенных для вождения из города в город по всей Европе. Поселение, в котором они учатся этим известным упражнениям, чтобы потом показывать их с такой ловкостью и даже смышленостью, называется Сморгонью…»
На всю Европу гремела слава о театрах, созданных на белорусских землях магнатами. Свои коллективы и специально построенные помещения для них были у графов Тышкевичей, князя Любомирского, графа Чернышева, князей Радзивиллов в Несвиже.
Известно, что светские, придворные, школьные представления появились на белорусских землях раньше, чем у наших соседей. Театральные традиции, заложенные еще во времена Великого княжества Литовского, продолжались в батлейке. Это народное театральное искусство сохранилось и в наши дни. Многие современные кукольные театры страны ставят батлеечные спектакли, причем раскрывают не только рождественские сюжеты, как это было много веков назад, но и обычные житейские истории.

Значительное влияние на развитие театра оказали так называемые белорусские вечеринки. Это были концертные выступления, которые организовывали сельские учителя. Артисты из народа исполняли стихи, песни и танцы. Нередко использовали и декорации.
Одним из самых колоритных режиссеров-самородков являлся Игнат Буйницкий. Он выступал и в роли актера, был балетмейстером, сценаристом. «Вячоркi» Буйницкого пестрили «дасцiпнымi жартамi», частушками.
Игнатий Терентьевич собирал песенный и танцевальный фольклор белорусов и наполнял народным творчеством свои спектакли. Его театральный кружок, который изначально состоял из членов семьи, со временем дополнился друзьями и соседями, позже превратился в подлинный народный театр.
В 1913 году Янка Купала под впечатлением представлений Буйницкого написал пьесу «Паўлiнка». Десятки лет спектакль по одноименному произведению держался в репертуаре Ошмянского драматического театра.
На фотографии, сделанной в 30-х годах прошлого века, запечатлены ошмянские артисты-энтузиасты. Они и заложили основу для создания полноценного театрального коллектива в городе. Полностью развить начатое удалось уже после окончания Великой Отечественной войны.

Людмила Васильевна рассказывает, что, еще учась в театрально-художественном институте, приезжала сюда вместе с будущим мужем, тоже студентом, на практику. Когда молодых режиссеров пригласили в местный театр на работу, оба с радостью согласились. В творческом и семейном тандеме супруги Спиридоновы поставили сотни спектаклей. Объездили с гастролями все регионы страны, не раз бывали за рубежом. Сейчас актерский состав театра включает 12 человек. Среди них люди разных профессий: от педагогов до дальнобойщиков. В репертуаре — спектакли по пьесам Федерико Гарсии Лорки, Андрея Макаенка, Георгия Марчука... Сейчас готовятся представить землякам комедию. Режиссер говорит: «Юмор — хорошее средство для поддержания бодрого настроения, особенно если хочется, чтобы быстрее на смену холодной зиме пришла весна».
kuzmich@sb.by
Фото из личной коллекции Владимира ЛИХОДЕДОВА.