Как студенты-медики помогают врачам бороться с COVID-19

Студенты спешат на помощь

Вторая волна пандемии: когда теория объединяется с практикой

Талантливые, внимательные и очень трудолюбивые — так характеризовали опытные врачи студентов-медиков, помогавших им бороться с первой волной коронавируса. Самоотверженность молодежи оценили и пациенты — положительных отзывов и благодарностей было не счесть. После летнего затишья пандемия снова набирает обороты. И вновь ребята там, где их руки и энергия очень нужны. Преданных профессии молодых людей по всей стране очень много. Сегодня расскажем о двоих из тех, кто на передовой, — студенте 6-го курса БГМУ Аяте Насырове, который исполняет обязанности врача на 2-й подстанции минской Городской станции скорой медицинской помощи, и пятикурснице ГрГМУ Вере Зарецкой, которая трудится медсестрой в Гродненской областной инфекционной больнице.

Зачет по вирусам

Молодежь из профильных учреждений образования задействована в качестве санитаров, медсестер, фельдшеров. Их не останавливает даже необходимость работать в красной зоне. Как будущим медикам удается совмещать помощь больным с учебой и можно ли ставить их на одну ступень с опытными медработниками?


Пятикурсница Гродненского государственного медицинского университета Вера Зарецкая в период пандемии трудится медсестрой в инфекционной больнице. Признается, что первое время было нелегко:

— Устроилась в детское отделение в январе. Тогда COVID-19 у нас еще не было. Только начала втягиваться, как 10 марта в больнице появился первый пациент с выявленной инфекцией... Красная зона — мой собственный выбор. Никто не заставлял и не настаивал. Первое время было страшно из-за неопытности, но потом втянулась, привыкла. Это стало обычной, но интересной работой для меня.

Вера говорит, что даже к средствам защиты привыкла. Хотя в них жарко и очки постоянно запотевают. Все медики четко соблюдают противоэпидемиологические меры безопасности.

Получив опыт в инфекционном отделении, девушка уже сделала для себя определенные выводы:

— Работа в красной зоне вырабатывает характер, формирует стойкость духа, способность находить выход из сложных ситуаций. Поняла, что очень важно общаться с больными, морально поддерживать их. Сейчас пациентов больше, чем весной, и, на мой взгляд, болеют они тяжелее.


У Веры Зарецкой полставки, и с учетом доплат ее зарплата составляет около 700 рублей. Считает, что неплохо. Но учить лекции порой, признается, приходится по ночам:

— Бывает, выхожу из красной зоны около часа ночи и до трех сижу над учебниками и конспектами. Если есть электронные пособия, то можно изучать материал прямо с телефона. Двое моих одногруппников работают вместе со мной, подруга — в другой гродненской клинике. Никто не жалуется.

Если в больницах студенты помогают перевозить тяжелобольных, делают уколы и раздают таблетки, то в поликлиниках они занимаются тем, что в обычное время врачи часто называют рутиной, отнимающей массу времени.

В городскую поликлинику № 7 недавно пришли студенты-волонтеры. Главный врач Александр Кашуй доволен помощниками:

— Мы сами попросили помощи. Из гродненского университета к нам направили 14 ребят, из медколледжа — 11. Всех обеспечили средствами защиты, провели инструктаж. В основном волонтеры забирают в регистратуре рецепты, которые стекаются туда со всех отделений, а потом разносят их по адресам. Так как плановые приемы пока отменены, важно доставить их людям с хроническими заболеваниями и инвалидам. В день порой приходится отво­зить от 180 до 230 рецептов. Студентов старших курсов трудоустроили на полставки в кол-центр для связи с контактами первого уровня. Для волонтеров это не только практический опыт, но и возможность трудоустроиться к нам после окончания учебного заведения. Ребят, зарекомендовавших себя с хорошей стороны, берем с удовольствием. Кроме того, льготы, которые предусмотрены законом для работающих с коронавирусными больными, применимы и для студентов.

— ­­Меня очень порадовали наши ребята, —  говорит проректор по воспитательной работе Гродненского медицинского университета Игорь Богданович. — Недаром выбрали профессию врача. Сразу после объявления пандемии ко мне стали приходить желающие оказывать помощь на безвозмездной основе. В ноябре в медучреждения города направлено еще 62 человека. Более ста находятся в резерве. Всего в стационарах областного центра работают 260 студентов разных курсов в качестве среднего и младшего медицинского персонала.

Татьяна ВРУБЛЕВСКАЯ.


Доктор Аят, на выезд!

То ли медик, то ли фотомодель — в глазах студента 6-го курса БГМУ Аята Насырова вы не разглядите усталости после суточного дежурства. Молодой человек приехал из Казахстана: говорит, белорусское образование всегда славилось качеством, а жители страны — добротой и толерантностью к иностранцам. Когда мир захлестнула пандемия COVID-19, парень не смог оставаться в стороне и вызвался помогать старшим коллегам. Сейчас Аят работает исполняющим обязанности врача на 2-й подстанции Городской станции скорой медицинской помощи и выезжает на визиты к пациентам с коронавирусом.


Врач и теоретик — два абсолютно несовместимых понятия, уверен Аят. Поэтому сразу после третьего курса он решил устроиться на работу по профессии. Сначала трудился медбратом в 10-й минской больнице, а потом перешел на подстанцию скорой помощи.

— Я преследовал две цели: хотел помогать людям и набраться опыта, — признается Аят. — Работа на скорой мне нравится тем, что на вызовах встречаются разные клинические случаи, — есть возможность развиваться во всех направлениях. Когда пришел коронавирус, я не струсил и не уволился: решил, что это еще одна возможность проверить себя на прочность.


Врач — это кремень, он должен уметь смотреть страху в глаза. Хотя будет нечестно, если я покажусь совсем отважным: мне тоже иногда сложно, опускаются руки и хочется отдохнуть. Но когда людям нужна помощь, нельзя сдаваться — понимаю, что инфекция опасная, но это мой долг. Уверен, мы победим, если будем бороться вместе.

С Аятом в бригаде — водитель и фельдшер. В сутки у них бывает около 20 вызовов, примерно 8 из которых связаны с COVID-19. Практически каждый пациент — это головоломка, которую приходится разгадывать с помощью клинического мышления, присущего всем врачам.

— Еще на пути к пациенту я изучаю карточку вызова и делаю предварительные выводы. Допустим, у человека держится высокая температура, присутствует кашель и тяжело дышать — значит, у него какое-то воспалительное заболевание. Мазок или экспресс-тест мы не делаем, только оказываем экстренную помощь и ставим предположительный диагноз. Если пациент больше пяти дней чувствует себя плохо, в легких я слышу хрипы, да еще и сатурация низкая — сопровождаю его в стационар, а в карточке указываю «внебольничную пневмонию». На месте врачи его полностью обследуют и принимают решение: госпитализировать или лечить амбулаторно. Бывают и другие случаи: человек потерял обоняние, но легкие чистые. Тогда я предупреждаю: «Возможно, у вас коронавирус, но можете лечиться дома» и передаю информацию о пациенте в поликлинику.


С собой бригада скорой возит противочумные костюмы — медики надевают их только когда едут на визит к пациенту с подтвержденным коронавирусом. В остальных случаях действуют так:

— Если в ходе обследования мы с фельдшером понимаем, что у человека COVID-19, то сразу после визита едем на специальную мойку. Там нашу одежду и автомобиль полностью дезинфицируют — это занимает полчаса. Порой за день можем посетить мойку пять раз: это нужно, чтобы не переносить коронавирус и не заразить следующих пациентов.

Аят говорит, что, несмотря на сложности, очень любит свою работу. Правда, порой возвращается с нее как выжатый лимон.

— Люди очень паникуют и боятся COVID-19, требуют от нас невозможного — на месте сделать мазок и выдать результат, например. Очень сложно некоторым объяснить, что из-за стресса состояние только ухудшается. Понимаю, сложно совладать с эмоциями, но, поверьте, еще ни одному пациенту не отказали в лечении. С инфекцией можно справиться, если делать все, что говорят врачи, и носить маски.

Как он сам бережется от коронавируса? Шутит, что в этом помогают родители:

— Они переживают. Звонят по видеосвязи и просят показать, как хожу в маске (смеется). А я иногда лукавлю: говорю, что на подстанции читаю книжки по медицине, потому что визитов нет. Уже второй год их не видел... Но для себя решил, что останусь в Беларуси — закончу интернатуру, получу вид на жительство. Здесь я встретил талантливых врачей, у которых хочу многому научиться.

Христина ГЛУШКО.

glushko@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter