Студенты — бюджетники, платники...

Равны ли их права после распределения?

Равны ли их права после распределения?

Молодой человек обучался в колледже на условиях оплаты. После окончания учебного заведения он был направлен на работу по распределению в город Минск. Однако после регистрации и трудоустройства в столице у него начались проблемы. В постановке на очередь на получение жилья ему было отказано, потому что он являлся студентом-платником. Предприятие, на которое он был распределен, по той же причине отказалось компенсировать ему расходы по найму жилого помещения. Разъясните, пожалуйста, законно ли это?

Мария Ивановна НЕМЦОВА, г.Орша

Общеизвестно, что за молодыми — будущее. Понимая это, руководство страны уделяет особое внимание подготовке молодых специалистов, гарантирует им первое рабочее место, создает благоприятные условия для плодотворной трудовой деятельности, творческого развития, повышения мастерства и профессионализма, выделяя на молодежные социальные программы значительные бюджетные средства. Законодательство о молодых специалистах постоянно развивается и совершенствуется, предоставляя молодым людям новые льготы и гарантии.
20 июня 2009 года вступила в силу новая правовая норма, касающаяся молодых специалистов. Изменения внесены в Положение о распределении выпускников учреждений образования, получивших профессионально-техническое, среднее специальное или высшее образование, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.12.2007 года № 1702 (далее — Положение). Согласно пункту 37-1 Положения выпускники, получившие среднее специальное или высшее образование в дневной форме обучения на условиях оплаты, так называемые платники, теперь могут по желанию направляться на работу по распределению. Но самое главное, что они получают статус молодого специалиста, и теперь на них так же, как и на бюджетников, распространяются трудовые льготы и гарантии, предусмотренные Положением.
После окончания обучения молодым специалистам — бюджетникам и платникам — предоставляется отдых продолжительностью один календарный месяц, а по педагогическим специальностям — 45 календарных дней, независимо от последних каникул. Предусмотрена также денежная помощь в размере месячной стипендии, назначенной в последнем семестре, которая выплачивается нанимателем в полном размере в месячный срок после заключения трудового договора или контракта. Если молодые специалисты не получали стипендии в последнем перед выпуском семестре, им выплачивается соответствующая денежная помощь из расчета социальной стипендии, установленной на дату выпуска.
Молодым специалистам — бюджетникам и платникам — гарантируются выплаты в связи с переездом, предусмотренные трудовым законодательством. Согласно ст. 96 Трудового кодекса Республики Беларусь им и членам их семей возмещается стоимость проезда к месту работы, расходы по провозу имущества определенного веса, суточные за каждый день нахождения в пути в соответствии с законодательством о служебных командировках, а также единовременное пособие в установленном размере.  Предусмотрена также выплата заработной платы за дни сборов в дорогу и устройства на новом месте жительства, но не более чем за шесть дней, и за время нахождения в пути.
Всем молодым специалистам, прибывшим на работу по распределению, местные исполнительные и распорядительные органы, а также организации при нехватке собственного жилого фонда могут выделять средства, чтобы компенсировать затраты на найм жилых помещений у граждан.

Что же касается приема молодых специалистов на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, то для них пока  никаких изменений не произошло. Согласно пункту 6 Положения о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2005 года № 565, не принимаются на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждане, прибывшие в город Минск из других населенных пунктов, в течение пяти лет со дня регистрации их по месту жительства в столице. С 18 февраля 2010 года это ограничение будет распространяться и на населенные пункты Минского района. Исключение составляют молодые специалисты, получившие образование за счет республиканского или местных бюджетов и направленные на работу по распределению учреждений, обеспечивающих получение среднего специального и высшего образования. На них это ограничение не действует.
Как видим, уважаемая Мария Ивановна, указанная жилищная льгота при приеме на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий установлена только для молодых специалистов-бюджетников. К сожалению, на молодых специалистов-платников она пока не распространяется. И на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий их примут только после пяти лет проживания в Минске со дня регистрации в столице.
Однако хочется верить, что это временный пробел в жилищном законодательстве. Несомненно, все молодые специалисты — и бюджетники, и платники, — распределенные в город Минск, должны иметь одинаковые льготы для приема на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Надеемся, что законодатели страны обратят внимание на эту несправедливость, внесут соответствующие изменения в Положение и предоставят всем молодым специалистам одинаковые жилищные права.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter