Студента надо учить будущей работе. А не "вообще"

В ближайшие 5 лет вузам предстоит стать одним из локомотивов в интенсивном инновационном развитии страны...

В ближайшие 5 лет вузам предстоит стать одним из локомотивов в интенсивном инновационном развитии страны - лейтмотив недавнего доклада министра образования Сергея Маскевича Президенту. Действительно, речь идет об увеличении доли высокотехнологичной продукции с 11 до 21 процента, создании новых импортозамещающих производств, транснациональных компаний, холдингов, Центра аналитических и генно-инженерных исследований - и это далеко не все задачи, которые высшая школа собирается решить. Поэтому придется вузам постараться. Для этого разработана Государственная программа развития высшего образования на 2011 - 2015 годы. В каком направлении предстоит совершенствоваться?


Стратегия проста: нужны кадры, которые готовы создавать и реализовывать инновационную продукцию. Но для этого необходимо наладить тесную связь между вузами, научными институтами и предприятиями. А тут-то как раз и не хватает "взаимности". Устроить продуктивную практику студентам для многих по сей день - проблема номер один.


- Мы все больше приближаем высшую школу к производству: более 100 филиалов кафедр создали на предприятиях, а к 2015 планируем открыть еще 200, - называет убедительные цифры первый заместитель министра образования Александр Жук. - Разработали так называемый задачник от промышленности, в котором сами предприятия формулируют актуальные для них вопросы, а студенты берут их как темы для своих курсовых, дипломных, научных работ. Кроме того, мы публикуем каталоги вузовских инновационных разработок в сфере медицины, строительства, сельского хозяйства. Но мы хотим, чтобы и промышленные предприятия внесли свой вклад: скажем, 3 процента средств из своих инновационных фондов выделяли на закупку нового оборудования для вузов или размещали его в своих филиалах для обучения студентов. Иначе как подготовить кадры, скажем, для нано- и биотехнологий?! Износ учебно-лабораторного оборудования государственных учреждений высшего образования - свыше 70 процентов, а недостаток учебно-лабораторных площадей - 1,8 млн. квадратных метров...


Ректор МГЭУ им. Сахарова Семен Кундас уверен, что вуз - это оптимальный инкубатор для развития инноваций: во-первых, здесь сосредоточено большое количество ученых, во-вторых, есть возможность для выбора и привлечения в науку наиболее одаренных.


- Потенциальных возможностей у нас много, но не хватает достойной заработной платы, чтобы удержать одних, заинтересовать других, - рассуждает Семен Петрович. - Остаются фанаты, а многие хорошие ребята уходят в фирмы, в которых, конечно, может иметь место и научная деятельность, но чаще - чистая коммерция. В этом плане необходима поддержка студенческой науки. Сейчас есть система индивидуальных грантов для молодых ученых. Но в основном они охватывают магистрантов и аспирантов. На мой взгляд, должно быть больше конкурсов научных проектов и, помимо этого, - базовое финансирование студенческих научных лабораторий в зависимости от количества студентов, чтобы они могли воплощать свои мысли, разработки независимо от того, выиграл их проект или нет.


По мнению председателя Постоянной комиссии по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу Палаты представителей Владимира Здановича, у высшей школы на данном этапе две основные проблемы. Во-первых, качество подготовки. Количество студентов увеличилось до 443 тысяч, а профессорско-преподавательский состав? Выросла лишь нагрузка на преподавателя (в некоторых вузах - до тысячи учебных часов в год!). Во-вторых, работодатели недовольны уровнем практической подготовки, а студенты сетуют, что изучают много предметов, не связанных с будущей специальностью.


- Поэтому идея о создании холдингов или научно-производственных объединений при вузах очень своевременна, - считает Владимир Зданович. - Оба варианта позволят усилить практическую подготовку. Такой опыт у вузов уже есть, но пока это единичные случаи, на отдельных факультетах. При этом важно не сделать акцент на прибыли и производственных задачах в ущерб фундаментальности знаний.


Кстати


К 2014 году доля выпускников с инженерно-техническим образованием достигнет 28 процентов в общей структуре подготовки. С педагогическим образованием - уменьшится до 14 процентов, а специалистов по коммуникациям, праву, экономике, управлению и организации производства - примерно до 30 процентов.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter