Стучу, кричу, чего-то хочу

Дети вызывают умиление ровно до того момента, пока не валятся посреди магазина с воем
Дети вызывают умиление ровно до того момента, пока не валятся посреди магазина с воем. Как только это случается, маленький агрессор теряет в глазах общественности все очарование, его мама и папа слышат презрительное: «Давно бы уже отшлепали!», а сами родители задаются вечным вопросом: что делать?

У маленьких детей истерики связаны с нереализованными желаниями. В 2 года ребенок уже осознает свои «хочу», но не всегда может их реализовать и не очень понимает разницу между «можно» и «нельзя», между «сейчас» и «потом». В 3 года у ребенка наступает еще один кризисный период: он не просто хочет — он хочет сам. Самостоятельно решать, что он наденет, самостоятельно выходить из автобуса, самостоятельно мыть посуду. Отказ со стороны родителей вызывает сильную злость, которую ребенок и выражает истерикой.

Это нормально — и злиться, и демонстрировать это посредством валяния в позе звезды, ором и даже битьем головой о стену. К счастью, это временное явление — кризисы длятся от нескольких недель до года. Родителям нужно просто набраться терпения и решить для себя, как они будут на выкрутасы ребенка реагировать. Ниже — варианты.

Точно нельзя или все-таки можно?

Психологи говорят, что истерики у детей случаются реже в семьях, где родители не городят вокруг них стены запретов. И соответственно чаще — в тех случаях, когда нельзя то, это, пятое и десятое. Запретить все для взрослых, конечно, удобнее — это создает видимость порядка и безопасности (не упадет, не разобьет, не сломает, не испортит, не придется потом убирать), но это нереально и ограничивает ребенка в развитии. Прежде чем сказать «нет», стоит задуматься: а почему, собственно? Играть ложками нельзя, потому что маме лень их потом мыть? Брать кружку нельзя, потому что она дорога бабушке? Если запретов немного, ребенок вполне может их запомнить и понять. Но истерики «растут» там, где непонятно, почему нельзя, или родители сами не очень уверены, нельзя совсем или все-таки иногда можно.

Полный игнор

Российские туристы, оказавшись в Европе, часто наблюдают странную для нашего менталитета картину: ребенок бьется в истерике, а его родители занимаются своими делами, вместо того чтобы «что-то делать». В действительности они «делают»: они дают ребенку понять, что таким образом он ничего никогда не добьется. Игнор в данном случае — не признак черствости, а воспитательный метод. Детские психологи говорят, что во время такой истерики можно даже выйти из комнаты, чтобы лишить истерящего ребенка публики. Истерика — не совсем спектакль, но отсутствие зрителей сильно сокращает ее продолжительность. 

На другой волне

Иногда истерящего ребенка удается отвлечь от его переживаний. Например, громко и максимально спокойно предложить ему взамен желаемого нечто более интересное. Или взять на руки и обнять. Или унести куда-нибудь — из магазина на улицу, из кухни на балкон, с детской площадки домой. Не чтобы сбежать от позора, а чтобы переключить ребенка. Это выручает, когда нет возможности перетерпеть истерику, но срабатывает, к сожалению, не всегда.

«Мам, помоги!»

У детей старше 4 лет истерики уже не про «хочу», а про обиды. И крик пополам со слезами — это «мам, помоги!» просто отрицательные эмоции настолько переполняют ребенка, что он не может спокойно сказать об этом. Что делать родителям? Конечно, помогать. Выяснять, почему на площадке не поделили игрушки, кто отобрал у ребенка самокат, чего он испугался. Некоторые родители придерживаются принципа: дети сами разберутся. Однако если ребенок пришел за помощью к маме — значит, он в ней нуждается. Отправить его обратно с советом решать свои проблемы самостоятельно сродни предательству и плохой задел на будущее.

«Поговорите со мной»

И с 3-летним, и с 5-летним ребенком, впавшим в истерику, нужно разговаривать. Не обязательно нависать над вопящим монстриком с притворным «ой, а что случилось?» — он скорее всего не услышит. Поговорить можно и потом, объяснив ребенку: вы понимаете, почему он злится, но получить желаемое невозможно — сейчас или вообще. Обязательно объясните, почему! Есть хороший психологический прием: нужно присесть на корточки так, чтобы посмотреть ребенку прямо в глаза — не сверху и не снизу, а на равных.

Говорить нужно и с 14-летними. У них тоже бывают истерики. Лечатся они так же, как и в раннем детстве: терпением и словами — если ребенку чего-то нельзя, он имеет право хотя бы узнать, почему.

Советская Белоруссия №142 (24279).Пятница, 2 августа 2013 года.
Подготовила Алина Савельева.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter