Эксперимент «Знаменки»: как мы пытались продать разработку молодого ученого на предприятиях

Стучитесь, и вам откроют

Реально ли продать свою разработку, не имея рекомендаций профессоров и научных институтов? «Знаменка» проверила это вместе с одиннадцатиклассником минской гимназии № 6 Владиславом Горбачем: участник республиканского конкурса "100 идей для Беларуси" сконструировал и собрал 3D-принтер, который как минимум в три раза дешевле аналогов.


Сапоги для Дюймовочки

О Владиславе, президентском стипендиате и победителе республиканской олимпиады по трудовому обучению, «Знаменка» уже писала. Два года назад школьник, который с пяти лет методично разбирал все приборы в доме («Папа подарил мне отвертку – и с тех пор ни одной целой игрушки у меня не было»), прочитал, как его ровесник из Волгограда собрал 3D-принтер из старой тумбочки. И подумал: чем он хуже? Заказал на китайском сайте электронику, попросил в школе пару старых парт – и сделал полноценный аппарат, который, несмотря на высокое качество печати, в три, а то и в четыре раза дешевле аналогов.

К встрече с потенциальными работодателями Влад подготовился основательно – захватил планшет с фотографиями своего чудо-устройства и целую коробку 3D-распечаток. Здесь и чехол для телефона, и запчасти, и ажурная пластиковая лангетка для запястья, которая вполне могла бы заменить привычный гипс. Жемчужина коллекции – 1,5-сантиметровый сапожок, у которого четко прорисован каблук, носок и каждая складочка. Нашел такой челлендж в интернет-сообществе для «печатников», вспоминает школьник:

– Все участники группы распечатали одну и ту же модель игрушечного сапога и потом сравнивали, у кого лучше вышло.

Что же мы будем предлагать предприятиям?

– Теоретически можем для них что-нибудь напечатать, – рассуждает Влад. – Или собрать новую установку на заказ. Но моя мечта – найти тех, кто захотел бы развивать производство 3D-принтеров. Я бы с удовольствием работал на таком предприятии: придумывал новые конструкции, тестировал. Дома делать это проблематично, а в следующем году доступ в школьные мастерские для меня уже будет закрыт.


Приходите на работу

По правилам нам следовало бы записаться на прием к директору, заранее подготовив стопку бумаг: подробное описание установки, чертежи, бизнес-план, который бы доказывал ее эффективность. Но мы решаем действовать напролом, как торговые агенты, которые носят по офисам книги и парфюмерию. Авось повезет!

Первым пунктом нашего маршрута становится крупное предприятие, специализирующееся на изделиях из пластика – от посуды до наборов для ванн и пластмассовых рукомойников. Услышав, что мы молодые ученые, которые хотят предложить заводу свою разработку, сотрудница на проходной растерялась и стала звонить наверх, спрашивая, что с нами делать. Через пару минут протянула бумажку с телефоном приемной:

– Обращайтесь к директору. Но сегодня он в отъезде, так что звоните завтра.

Расстроившись, но не отчаявшись, заходим в соседнее здание. Его занимает организация, которая отвечает за эксплуатацию домов и к тому же имеет много дополнительных производств – от изготовления пластиковых окон до швейного ателье. В такой многопрофильной компании 3D-принтер точно пригодится!

Вахтер отнеслась к нам с неожиданным сочувствием и, записав фамилии в журнал, рассказала, как попасть в отдел маркетинга.

На этот раз нам повезло. При виде коробки с распечатками специалист по имени Дмитрий даже прицокнул от удивления. Вокруг его стола мигом собралась толпа: одни примеряют лангетку, другие крутят в руках кусок пластиковой проволоки, из которой напечатаны все предметы. А когда Влад рассказал, что он пока еще школьник, маркетологи не смогли сдержать удивления:


– Да вам прямая дорога в Академию наук!

– Приходите к нам работать!

Мы с Владиславом даже раскраснелись: он – от похвалы, а я – за компанию.

Этим все не заканчивается: Дмитрий отводит нас в конструкторское бюро. Суровые мужчины возраста 50+ сразу начинают выяснять технические нюансы:

– Какие используете узлы? Какой здесь привод? За сколько сможете собрать принтер с нуля?

– Если есть в наличии электроника, за две недели должен справиться, – отвечает Влад.

– Хорошая вещь, – задумчиво замечает начальник отдела. – Это ж сколько всего можно напечатать! Да хотя бы новые номерки для гардероба, а то они у нас вечно теряются. Оставьте нам свои контакты, мы вам перезвоним.


Главное – не стесняться

Окрыленные первым успехом, переходим улицу и оказываемся в госпитале. Здесь тоже есть работа для 3D-принтера, ведь в протезах, которые тут производят, много пластиковых деталей.

В отделе маркетинга, куда нас направил охранник, встречают приветливо:

– Ой, даже не знаем, что с вами делать. Держите номер телефона главного инженера. Но вы сегодня не набирайте: ему не до этого, ждем важных гостей. Позвоните завтра.

В качестве последней попытки отправляемся на огромный завод, специализирующийся на производстве телевизоров. Но мы допускаем стратегическую ошибку: по юридическому адресу находятся только склады и само производство, а все руководство, включая конструкторов, в другом здании – на противоположном конце города.

– Куда ж я вас пущу: здесь только сборочные цеха, – разводит руками вахтер.

Мы с Владиславом договариваемся, что обязательно наведаемся в головной офис – но уже в другой раз.

Что в итоге: из четырех попыток удачной была одна. Но и на остальных предприятиях нас не выставляли за дверь – выслушивали, подсказывали, как связаться с руководством. Если постараться, можно найти того, кто заинтересуется вашей разработкой. Главное – быть настойчивым и не стесняться.

Фото Артура ПРУПАСА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter