Что сложнее — летать самому или ждать на Земле сына?

Сцепить зубы и дойти до середины...

Когда беру интервью у космонавтов, задаю им самые разные вопросы. Иногда интересуюсь, что для них было самым тяжелым в космическом полете? Все отвечают по-разному. Например, ответ Владимира Коваленка был в какой-то мере неожиданным: «Мне труднее всего было контролировать время. На станции день расписан по минутам и даже секундам. В это сложно поверить, но это так. Особенно когда выполняешь научную программу. Написано, к примеру, что определенную операцию необходимо сделать в 12 часов 36 минут 11 секунд. Это значит, что нужно выполнить именно в 11 секунд и ни секундой позже».

Чтобы полет был в радость.

Потом он рассказал и про выход в открытый космос, который в то время был еще, можно сказать, в новинку. До прославленного белоруса его совершали всего несколько человек: Алексей Леонов, Алексей Елисеев, Евгений Хрунов, Юрий Романенко, Георгий Гречко. Он стал шестым. И не просто вышел в открытый космос, а проводил там различные работы. Безусловно, на всю жизнь в памяти Владимира Васильевича осталось и 4 сентября. Пожар на станции… Но они с Александром Иванченковым тогда справились, потушили. Нет, все-таки удивительные люди — космонавты. О нештатных ситуациях и работе, связанной с риском для жизни, где-то даже на грани человеческих возможностей, рассказывают как о чем-то будничном, а какая-то мелочь способна стать для них реальной трудностью.

Представители первой в мире космической династии Александр и Сергей Волковы в один голос сказали мне, что самое сложное в процессе подготовки к космическому полету — ожидание полета. И в этом с ними солидарны все ребята, у которых когда-либо брала интервью, в том числе и мой муж. Да и я придерживаюсь такого же мнения. Уверена, любому мужчине крайне важно реализоваться в своей работе. Многие из нас, женщин, если не получится достичь каких-то высот в карьере, вполне будут довольны, если реализуются в семье и детях. Мужчины же иные. А если у них существует мечта, цель, для достижения которой они готовы не просто потратить годы, но и подчинить этому всю свою жизнь… Полет в космос как раз и есть такая цель и мечта. К сожалению, согласно статистике, только чуть больше трети прошедших отбор в отряд совершают впоследствии этот полет.

Но вернусь к нашей космической династии. Естественно, не могла не задать Волкову-старшему вопрос, на который, кроме него, в нашей стране может ответить только один человек — Юрий Романенко, чей сын Роман тоже космонавт: «Что сложнее — летать самому или ждать на Земле сына?»

«Летать самому мне не было сложно, — сказал Александр Александрович. — Трудным был первый полет: один член экипажа заболел, и пришлось вернуться на Землю раньше — вместо шести месяцев отлетали всего два. Сложнее было ждать на Земле, когда Сергей отработает. Особенно тревожил выход в открытый космос, во время которого они доставали пироболт. Я знал, что это такое, — по сути, взрывчатка в руках космонавта. Она может взорваться от статического электричества, которого, надо сказать, там предостаточно. Во время выхода я находился в Центре управления полетами и сильно переживал».

С Павлом Виноградовым, отметившим в космосе во время своего третьего полета 60-летний юбилей, мы тоже беседовали на тему, что было самым трудным на орбите. По его словам, первый полет был очень тяжелым: «Это была 24-я экспедиция на станцию «Мир». Мы прилетели менять экипаж Василия Циблиева сразу после пожара и разгерметизации, все рушилось…» И в самом начале у него закралась крамольная мысль, что не выдержит. И тем не менее такое непростое начало не отбило у него желания летать. Его командир сказал тогда: «Нужно сцепить зубы и дойти хотя бы до середины, а потом будет легче». Так и получилось. А когда 31 декабря 1997 года станция заработала в нормальном режиме… Это был самый настоящий новогодний подарок не только для экипажа, но и для Земли. Это была настоящая победа! А последующие полеты были ему уже в радость.

Что же касается подготовки, различных тренировок… Космонавты говорят, что все это относится непосредственно к твоей профессии. Ты знаешь, что это нужно пройти: полеты, парашютные прыжки, выживания или сдача экзаменов — каждый раз новые рубежи, которые ты преодолеваешь. Когда находишься во всей этой обойме и готовишься, трудности переносятся легче, понимаешь, как все это нужно и важно.

Во время интервью с Еленой Серовой поинтересовалась: сложнее ли женщине работать в космосе, чем мужчине? Она ответила, что они все работали на равных: «В космонавтике не бывает случайных людей. И не каждый мужчина сможет стать космонавтом, как и не каждая женщина. Во время полета предполагается работа с различным оборудованием, наличие инженерных и научных знаний. И если человек способен анализировать и применять всю массу полученных знаний на практике, это позволяет ему работать в космосе. Неважно, мужчина ты или женщина».

Согласна с моей собеседницей на сто процентов. Самое главное, чтобы ты был профессионалом. А наши космонавты все как один профессионалы с большой буквы!
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter