Имя театру надо закрепить спектаклем: в НАДТ имени Максима Горького поставили «Дачников»

Сцены из нашего прошлого

С первого впечатления спектакль русского театра имени Горького «Дачники» покажется длинным и скучным. Но если вы преодолеете негатив первых 10—15 минут, вам непременно захочется думать и разбираться в том, что произойдет дальше.

Горьковские адвокаты, инженеры, врачи в пьесе много разговаривают о социальной справедливости и ровно ничего не умеют делать, кроме разговоров.

Имя

Театр носит имя писателя и драматурга Максима Горького. И до сих пор от него не отказался, хотя, по мнению многих, «буревестник революции» стал смешным и несовременным в своих политических взглядах, высказываниях, пристрастиях. Зачем ставить его пьесы?

Имя Горького в России носили многие театры. Часто формально, потому что имя не было подкреплено успехом постановок его пьес. Сегодня это название сохранили немногие. У нашего русского театра были серьезные удачи, потому и называется он Национальным академическим драматическим театром имени М. Горького.

Смотреть на пролетарского писателя из нашего времени сложно. Некоторые делают это только в сатирическом ключе. Напрасно. Автор не кассовый. Сегодняшним нетерпеливым зрителям не по вкусу придутся длинные монологи и философские размышления. Для успеха спектакля придется все перечитать заново, найти точные постановочные метафоры и ассоциации. Сосредоточиться на актуальности проблемы, вечном, классическом. Писатель ставил вопросы выстраданные, тревожные. Классиком считается недаром. Горький сегодня не в тренде, но пьесы его не устарели.

Театры сохраняют его имя в своих названиях, потому что он писал хорошие пьесы о людях начала ХХ века. К тому же они были рассчитаны на развитие мастерства актеров. Недаром в Белорусском государственном театрально-художественном институте 1960—1970-х годов на каждом выпускном экзамене дипломники обязательно играли одну из его пьес. Ввел эту моду известнейший режиссер и педагог-купаловец Константин Санников. Объяснял просто: хорошо написано и современно.

Итак, имя театру надо закрепить спектаклем. Коль назвался Купаловским — играйте Купалу. Назвались Коласовским — играйте Коласа. Назвались именем Дунина-Марцинкевича — играйте пьесы его, Винцента. У горьковцев своего фирменного спектакля нет. Театр подтолкнули. К своему юбилею режиссер Валентина Еренькова получила грант Президента и выбрала «Дачников» — «самоироничный трехчастный трактат-памфлет», как называл его автор.

Что изменилось?

Десять лет назад Валентина Еренькова уже показывала нью-Горького в спектакле «Чудаки». Это было интересно, необычно. Сегодня она увидела в материале «Дачников» проблему духовной слабости интеллигенции. Горьковские адвокаты, инженеры, врачи в пьесе много разговаривают о социальной справедливости и ровно ничего не умеют делать, кроме разговоров. Идеалы растворились. Духовные стержни потерялись. Трусость и соглашательство превратились в пошлость. Нравственные ценности размыты.

Режиссер сознательно уходит в шоу, чтобы можно было доступнее объяснить пустоту и двуличие.

В спектакле у Ереньковой профессии не прописаны. И это правильно. Зачем зрителю искать профессиональные приметы и особенности героев? Сегодняшние адвокаты, инженеры, медики не похожи на тех, прошлых. А суть, взволновавшая писателя, осталась. Они обеспечены как средний класс. У них семьи, дети. Однако многие из этой интеллигенции остаются «дачниками». Без своего хозяйства, без дома-семьи, которые необходимо беречь. Своего рода временщики.

Когда Горький писал «Дачников», он настаивал на том, что пьеса о разоблачении мещанства как строя души. Главное в этих людях — чувство покоя внутри и вне себя. И страх вспугнуть этот покой. Иными словами, жить так, чтобы ничего не делать и не менять, да еще оправдывать свою пассивную позицию в битве жизни. Конечно, когда интеллигенцию обвиняют в мещанстве, она обижается. Однако для целого слоя интеллигентов позиция подобного покоя очень характерна.

Мне посчастливилось посмотреть «Дачников» немца Петера Штайна и латыша Алвиса Херманиса. Они не испытывали ничего хорошего к советской литературе. Однако увидели в русской пьесе печальный знак эпохи, характерный для всех стран. Собирательный образ интеллигенции. Растерянность. Кризис умов. Отказ от всякой борьбы.

Ранняя пьеса Горького учитывала настроения людей перед революцией 1905 года. Сегодня это нам неинтересно, как и тот быт начала ХХ века. Сейчас, через столетие, осталась важной и актуальной мысль о нашей нечуткости и невнимательности друг к другу, о духовной ответственности интеллигенции как разумного начала общества.

Во многих произведениях Горький идеалистически считал интеллигенцию «самой бескорыстной и чистой частью русского народа». Оказалось, ошибался. В «Дачниках» автор вывел ее в трагическом ключе. И это, думаю, увлекло наш театр и режиссера Валентину Еренькову.

Спектакль

У НАДТ имени М. Горького была замечательная постановка «Дети солнца» режиссера

В. Редлих. Там интеллигенты были умные, тонкие, чуткие, высокопарные в своих речах. И тем очень смешные. Еренькова пошла дальше по пути высмеивания пустопорожних разговоров и действий, а также субъективизма автора.

Надо признать, пьеса «Дачники», возможно, не школа мастерства для актеров и потому редко ставилась. Режиссер искала новые выразительные средства для главной идеи, и нам, зрителям, интересно их разгадывать.

Например, бессмысленность активной суеты и глупых действий с перестановкой предметов на сцене. Иронии, убивающей пафос в длинных речах. Во втором акте герои выезжают на природу. Что-то вроде пикника. Купаются. «Обживают» скирды соломы. На соломе отдыхают, беседуют. Действие стремительно наполняется сценами секса скучного, механического, раздражающего своей откровенностью. Во времена Горького бесстыдство было завуалировано. Сегодня оно открыто и мало кого смущает.

Режиссер сознательно уходит в шоу, чтобы можно было доступнее объяснить пустоту и двуличие. Секс без любви — пошлость. Об этом и в пьесе. Об этом цитата в театральной программке. Резкая. Обидная. При этом спектакль Ереньковой стильный, красивый, в дивных костюмах Татьяны Лисовенко, с тихой музыкой Алексея Еренькова, с яркими актерскими работами Александра Ждановича, Екатерины Шатровой, Александра Полозкова, Александры Комиссаровой, Игоря Андреева.

Часто исследователи говорят о близости пьес Горького к пьесам Чехова. В «Дачниках» нашего театра это очевидно. Видна перекличка с чеховскими «Чайкой», «Тремя сестрами», «Вишневым садом».

В день петербургской премьеры «Дачников» в ноябре 1901 года театр был окружен полицейскими. В зрительном зале царило непривычное возбуждение. Крики, топот, свист, шипение. Нищая галерка из молодежи радовалась и аплодировала. Благополучный партер возмущался. Через два месяца спектакль был запрещен полицией.

В спектакле нашего театра 16 действующих лиц, многие практически без лица — запомнить сложно. И это сознательно сделано. Масса без положительных и отрицательных героев. Масса, которая вместе и врозь. Их много, но они ничего не значат.

Сцена в финале спектакля напомнит собрание в сельском клубе. Рояль накроют красной скатертью, поставят воду для выступающих. Все рассядутся по лавкам. Потом оденутся в одинаковые плащи с капюшонами, спрячут лица, возьмут зонтики, напоследок собьются в бессмысленную тесную массу. Вам это ничего не напоминает? Театр. Горький. Чехов. Интеллигенция. Советую посмотреть.

Фото предоставлено пресс-службой Национального академического драматического театра имени М.Горького
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter