Как прошел репетиционный централизованный экзамен — первые итоги подводим вместе с Министерством образования

Сценарий отработан до мелочей

Чуть больше недели прошло со дня проведения репетиционного централизованного экзамена — можно подводить первые итоги. Все ли пункты тестирования справились с поставленными задачами, что за предмет стал самым популярным у школьников, какие проблемные моменты обнаружены в ходе контрольного прогона и как планируется их решить — ответы мы получили у заместителя министра образования Александра Кадлубая.

Александр Кадлубай.
Фото БЕЛТА

Проверка от А до Я

— Мы ставили перед собой задачу полностью воспроизвести сценарий централизованного экзамена, — напомнил Александр Кадлубай. — Надо было продумать все до мельчайших нюансов. Вплоть до того, чтобы дети писали тестовые задания в мае на базе тех же учреждений, в которых проводился РЦЭ.
Можно облегченно выдохнуть: репетиция прошла успешно. На отлично справились даже те пункты, которые впервые организовали мероприятие подобного уровня. 
Не зря в день испытания в Минске работал центральный штаб для координации процесса, а в каждом регионе — локальный. За 144 пунктами закрепили 152 ответственных. За каждую точку отвечал конкретный человек из министерства, подведомственной министерству организации, областного или районного управления образования. Информация в центральный штаб стекалась в режиме реального времени.

Уже в 9:00 появились данные о прибытии учащихся в первичные пункты — школы и гимназии, уточняет Александр Владимирович:

— В 11:30 мы уже знали, какое количество молодых людей точно приступило к выполнению теста. В 15:30 (крайняя точка мониторинга) доложили о завершении. Важно было знать о любой заминке. Ключевая цель — отработка механизма проведения от А до Я. На этой неделе РИКЗ и регионы пришлют аналитику по проблемным вопросам, поделятся предложениями.

Графики скорректируют

Педагоги уже высказывают свои пожелания. Сформировалось мнение по отдельным моментам и у сотрудников министерства. 
Среди предложений — изменить время прибытия в первичный пункт: от часа до 30 минут. Не нужно собирать детей у школы в 8 утра, если начало тестирования в 11:00. 
Также в планах изменить подходы в организации питания. Учреждения образования на свое усмотрение продумывали меню. В отдельных пунктах учащимся предложили полноценный завтрак. Но никто не знает, как отреагирует детский организм на то или иное блюдо. Лучше, если ученик позавтракает привычной домашней едой, а в школе ему предложат чай с булочкой или печеньем. А уже в самих пунктах ЦЭ после испытания можно предусмотреть работу буфетов, как и было сделано во время проведения репетиции ЦЭ. Чтобы ребята купили то, что им по вкусу.

На отдельных площадках у входов были очереди, обратил внимание заместитель министра:

— Фиксировали их на крупных пунктах сдачи. Судите сами: в БНТУ в испытании принимало участие более 2,5 тысячи человек, в БГУ — почти 2 тысячи. Хотя у каждой группы был свой график, некоторые стремились приехать заблаговременно. Обязательно учтем этот момент, исключив раннее прибытие. Кроме того, сделаем дополнительные точки входа в помещение на улице, где сопровождающие и ученики будут предъявлять документы.

11-классница Александра Чехович проверяла свои знания в ВГТУ.
фото Антона Степанищева.

Только равные условия

Накануне РЦЭ для всех 11‑классников проводили подробный инструктаж, где не раз повторяли о необходимости отказаться от гаджетов и шпаргалок на тестировании. Попытка подсмотреть ответ может сыграть злую шутку — на кону аттестат об общем среднем образовании. Александр Кадлубай категоричен:

— У всех должны быть равные условия. Централизованный экзамен совмещает функции выпускного и вступительного. Любые отклонения от инструкции будут жестко пресекаться.

В одном из пунктов пожаловались на холодную аудиторию — испытание проводили в оборудованном для этих целей спортивном зале, рассказывает замминистра:

— Лично выезжал по этой ситуации. И хотя температура соответствовала санитарным нормам, считаю это оправданной претензией. Подсказка организаторам: выбирать помещение, обязательно учитывая все нюансы.

11‑классники не только приезжали со своими сопровождающими педагогами, но и покидали с ними же пункт сдачи экзамена. 
В крупных городах, возможно, после ЦЭ разрешат школьникам добираться домой самостоятельно, предварительно получив на это согласие родителей. Например, детям, которые быстро справились с заданием, было неудобно длительное время ожидать других. При этом централизованный отъезд в целом сохранится. 
Александр Кадлубай объясняет такую необходимость:

— Эта мера обязательна, например, в том случае, если школьников из деревни доставляют в город. Чтобы скрасить время ожидания детей и сопровождающих педагогов, планируем организовать их досуг. Здесь можно проявить фантазию: устроить выставку, представить самые яркие экспонаты музея, включить проф­ориентационный ролик — колледжи, университеты могут прорекламировать себя будущим абитуриентам.

В пунктах тестирования зафиксировано три случая, когда ребенку стало плохо во время экзамена. Каждому оказана помощь — медицинский работник дежурил на каждой точке РЦЭ. Но в планах также усилить вопросы безопасности:

— Хотим, чтобы на всех пунктах дежурили сотрудники ГАИ и МЧС.

Анализ на соответствие

Что касается тестовых заданий, то РИКЗ стал их обрабатывать еще в прошлый понедельник:

— Примерно через две недели получим результаты. Посмотрим, как сработают скорректированные тесты. Напомню, в них не используются задания повышенного пятого уровня сложности. Увеличена часть В до 20 — 22 заданий и уменьшена часть А. Все вопросы основаны на базовой школьной программе. Изучим, как баллы за тест будут коррелироваться с отметками обучающегося. Вопросы оценивания, уровня сложности всегда вызывают дискуссии в обществе. Одним слишком сложно, другим слишком просто. Скажу так: предварительно проведена экспертиза типовых заданий (которые были составлены по тем же принципам, что и репетиционные) педагогами-предметниками, методистами. Все высказались, что задания соответствуют той программе, которую дают школьникам. А при составлении шкал перевода баллов ЦЭ учитывалось множество критериев: международный опыт, годовые отметки по предметам, итоги ЦТ.

Репетиционный экзамен в цифрах

РЦЭ провели на базе 144 пунктов. 30 точек находились на площадках вузов, 60 — на территории колледжей, 54 базировались в школах и гимназиях. Чтобы провести генеральную репетицию, задействовали 2592 аудитории. Для сравнения: при проведении централизованного тестирования в прошлом учебном году единовременно максимально использовали 1262 аудитории в 41 пункте. Предпочтения участников РЦЭ распределились следующим образом. Больше всего было желающих сдавать математику — почти 20 тысяч человек. Биологию писало 8485 детей, английский — 6362. Меньше всего школьников оказалось на испытании по китайскому языку — 4 человека.

azanovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter