Сценарии нашего времени

Недавно состоялось выездное заседание коллегии Министерства культуры по агрогородкам Могилевщины
Недавно состоялось выездное заседание коллегии Министерства культуры по агрогородкам Могилевщины. Плановое, в общем–то, рабочее мероприятие. Итоги которого, естественно, запротоколированы в документах. Но одно дело — бумаги, другое — личные встречи министра с сельскими библиотекарями Могилевского района или разговор тет–а–тет с директором видеотеки в деревне Ботвиновка Кричевского района. Свежие импульсы реальной жизни, которые не получишь ни из какого документа, нужны чиновнику любого ранга, чтобы чутко улавливать движение либо, напротив, застой в многообразном строительстве культурной среды на селе. По горячим следам мы попросили министра культуры Владимира Федоровича Матвейчука об интервью для нашей газеты.

— Владимир Федорович, сколько зарабатывает сегодня сельский библиотекарь?

— От 300 до 450 тысяч рублей.

— На последней коллегии министерства, которая прошла в Могилевской области, вы говорили о том, что сегодня стоит задача не просто забор покрасить и улицу прибрать на селе, а изменить у людей в деревне образ жизни. Но может ли действительно измениться качество жизни у того же библиотекаря, если она получает такие небольшие деньги?

— Что сделаешь, отрасль бюджетная, этим все сказано. Тем не менее образ жизни на селе меняется с каждым десятилетием. Посмотрите, что такое сегодня та же библиотека на селе — это хорошее помещение прежде всего. Отремонтированное, теплое. На рабочем месте — компьютер, а значит, Интернет, выход в международное информационное поле. Говоря о Государственной программе возрождения и развития села, Президент неоднократно обращал внимание, что, увлекаясь фасадами–заборами, мы иногда упускаем главное: модернизацию производства. Заработала технология — появилась прибыль. А она раскладывается и на культуру в том числе. Справедливости ради надо сказать, что в 2005 году большие деньги пришли в социальную сферу через программу возрождения и развития села. Но в основном финансирование на практике как происходит? Сначала все стараются отремонтировать школы, потом сделать нормальный фельдшерско–акушерский пункт, а лишь затем, к сожалению, смотрят, какие деньги остались и что сделать с клубом.

— В редакцию иногда приходят такие письма: создаются агрогородки, и культработники из глубинки остаются без работы, так как клуб где–то на выселках теперь не нужен, силы стягиваются в один центр. Это не симптомы безработицы?

— Ничего подобного! Да, укрупнение учреждений культуры предпринято, например, в Гродненской области, но мы, по правде говоря, не в восторге от такого решения. В целом же кадровая проблема на селе еще не решена полностью, так что безработица нам не грозит. А проблему я вижу как раз в обратном: большинство выпускников университета культуры остается в Минске и лишь меньшинство выезжает на работу в регионы — это ситуация неправильная.

— Как будете привлекать к ответу не явившихся на работу специалистов? Подавать в розыск? Но современно ли это? И действенно ли?

— А современно ли подготовить за бюджетные средства работника и потом стоять перед ним с протянутой рукой: «Молодой человек, будь добр, поработай на пользу государства». У меня точка зрения совершенно другая, да и у вас, уверен, тоже. Государство имеет право потребовать, чтобы человек отработал 2 года в регионе. Если нет — конфликтом будут заниматься судебные органы.

— И на практике это уже осуществлялось?

— Да, в прошлом году одно дело довели до суда. Но наказывать — не самоцель. Цель министерства, и я ориентирую на это областные управления, — готовить детей для поступления в университет культуры еще со школьной скамьи. Знаете, как в консерваторию: искать талантливых, поддерживать и правильно ориентировать. И тогда «целевик» вернется в тот же Верхнедвинск или Хотимск.

— Интересно, а количество мужчин среди работников культуры не увеличивается, у вас таких цифр нет?

— Я вам и так скажу: не увеличивается.

— На выездной коллегии я наблюдала, как досконально вы интересовались работой районных киновидеопередвижек. Разрешите засомневаться, не анахронизм ли это — кино на колесах? Сейчас у каждого в доме телевизор с большим красивым экраном, а то и с видеомагнитофоном. Зачем той же доярке идти вечером в клуб, когда по ТВ 125–я серия «Не родись красивой» идет?

— Вы совершенно не правы! Позвольте доложить, что посещаемость кинотеатров постоянно растет, в том числе и в сельской местности. В 2006 году эта цифра перевалила за 13 миллионов. Что касается киновидеопередвижек... Понимаете, людям, ко всему прочему, нужен хороший повод, чтобы вместе собраться. Большие праздники, они ведь редко бывают. А увидеть друг друга не в рабочей обстановке хочется. А тут в село привезли новое кино... Есть еще один момент. Микроавтобусы, которые вы видели на выездной коллегии, — это мобильные учреждения культуры, там серьезная начинка: библиотека, компьютер (и это не для показа на коллегии!), ксерокс (платные услуги населению) и киновидеоаппаратура.

— Но кинозал в агрогородке и так есть...

— Кинозал есть, но это, порой, такая проблема... Он, как правило, со старой киноустановкой, которая работает на пленке. Древность! Хотя советские фильмы очень популярны. А что кинотеатры в райцентрах? Хотя это большие старые здания, их трудно бывает даже отопить, а мы ведь еще требуем привести их к современному представлению о комфорте, «начинить» технологиями. Сейчас 41 кинотеатр в регионах находится на ремонте.

— Раз уж заговорили о кино, не могу не задать вопрос о «Беларусьфильме», о перспективах возрождения национальной киноиндустрии.

— Я считаю, что ее новый руководитель Владимир Петрович Заметалин — сильнейший из тех, кто был на этой должности последние годы. У него системный подход к организации труда. Сегодня у киностудии уже есть серьезный инвестор из Литвы, готовый вложить средства в ее модернизацию. Предусматривается в первую очередь строительство социального жилья, реконструкция и строительство новых корпусов и автобазы «Беларусьфильма», а также вложение солидных средств в производственную базу. Всю работу инвестор обязуется выполнить в течение 2 лет. Сейчас готовим пакет документов по этому проекту, чтобы передать их на утверждение Президенту.

— Владимир Федорович, мы плавно подошли к одному из болезненных вопросов современности: культура и деньги. Меня всегда приводило в замешательство жесткое требование к учреждениям культуры самим зарабатывать себе на жизнь.

— Понимаю. Есть творческие работники, которые не в восторге от этой задачи. Но ничего нового я вам не скажу: культура должна зарабатывать — это требование, которое поставил перед нами Глава государства. Правительством установлены показатели по платным услугам — 109 — 110 процентов. Прошел 2006 год, первый квартал 2007–го — у нас сегодня средний показатель по платным услугам 120 процентов. Все зависит от организации труда. Конечно, сельской библиотеке добиваться прибыли сложнее. Но все–таки там есть сегодня небольшой коммерческий книжный фонд (человек берет на сутки–двое книгу, он платит). Появились компьютеры, множительная техника. Плюс концерты...

— А вы не ощущаете элемент противоречия в данной ситуации: с одной стороны, благодаря различным льготам, государственным дотациям в нашем обществе сильно развито социальное иждивенчество, с другой — мы предлагаем даже сельской библиотеке зарабатывать на читателях?

— Мы находимся на переходном этапе развития, но как бы там ни было, к старому возврата не будет. По итогам 2006 года все области и Минск выполнили плановые показатели. В отдельных организациях платные услуги доходят до 30 и более процентов. А ведь эти деньги частично можно пустить на повышение заработной платы, на премию! Надо не оплакивать судьбу, а думать, как решить поставленную задачу.

— Владимир Федорович, вы опытный руководитель, но молодой минчанин. У вас за три года пребывания в Минске появились любимые места в городе? Знаете, такие, где бы вы отдыхали душой?..

— Любимое место — рабочее. Хожу по творческим коллективам, знакомлюсь, заряжаюсь на месте, так сказать, энергией. Мне, естественно, задают много вопросов. Если на некоторые из них я еще не знаю ответа, открыто говорю об этом в глаза. В работе я не сторонник прессингового стиля, потому что не все творческие люди его выдерживают. Во всем можно и нужно разобраться спокойно. Даже когда приходится предлагать положить документы на стол и уволиться.

— Железная рука в лайковой перчатке? Современно. Спасибо за интервью.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter