Сцена с видом на ремонт и — на звезды

Через несколько дней в Минск приедет персональный дирижер Монтсеррат Кабалье и в ближайший месяц уже не расстанется с оркестром национальной оперы: знаменитая певица сама выбрала белорусских музыкантов, которые будут сопровождать ее грядущее турне по Австрии и Германии...
Через несколько дней в Минск приедет персональный дирижер Монтсеррат Кабалье и в ближайший месяц уже не расстанется с оркестром национальной оперы: знаменитая певица сама выбрала белорусских музыкантов, которые будут сопровождать ее грядущее турне по Австрии и Германии.

«Вчера в опере давали премьеру», — видимо, так я начала бы свой текст, трудясь на журналистском поприще где–нибудь в позапрошлом веке. Или, скорее, выводила бы эту многозначительную фразу изящным гусиным пером на надушенной бумаге, сочиняя письмо кому–то очень близкому... Не поймите меня превратно: в гротескной опере Джакомо Пуччини «Джанни Скикки», в этом любимейшем из мировых музыкальных хитов Александра Нордштрема (шведского режиссера с русскими корнями и школой Товстоногова за плечами, который и осуществил новую постановку в Национальном театре оперы), нет абсолютно ничего антикварного. Сюжет о ловком мошеннике Джанни Скикки маэстро Пуччини, правда, позаимствовал у Данте, который, в свою очередь, взял его из старинной флорентийской летописи, но сама опера — типичное произведение века двадцатого, свободного от условностей, в том числе и в музыке. Зато сочетание яркости, легкости и добротности в одном спектакле нечасто встречается в современном театре, все вместе — из того времени, когда оперное искусство было куда популярнее, чем сейчас. А добиться такого в условиях ремонта главной сцены... Оказывается, бывают все же исключения.

Таланты и фанатики

Кому не повезло купить билет на премьеру в минувшие 2 дня, теперь увидят новую постановку только в октябре. Тогда же театр оперы собирается выпустить еще одну премьеру, завершив свой проект «Классики и современность», разработанный специально для труппы, вынужденной существовать в условиях отсутствия собственных подмостков. Цикл одноактных опер, премьеры которых в нынешнем непростом сезоне состоялись на сцене Дворца офицеров, завершит авангардный фарсовый спектакль белорусского композитора Виктора Копытько «Его жены» по мотивам истории о замке Синей Бороды. Свои роли, кстати, артисты уже разучивают.

А работать над партией прохвоста Джанни солисты национальной оперы Владимир Петров и Петр Толстенко начали еще в сентябре. Первые репетиции, несмотря на ремонт, проводились в небольшой комнате все того же здания Иосифа Лангбарда, где прежде размещался живописный цех. Но в марте театру удалось заключить договор на аренду сцены ДК «Сукно», и Александр Нордштрем, выпустивший накануне чеховский «Остров Сахалин» на малой сцене Купаловского театра, фанатично приступил к репетициям. В последний месяц репетировали ежедневно — 2 раза в день по 3 часа. И, судя по всему, работать в таком сумасшедшем ритме артисты будут в течение всего лета.

Мегапланы, максипроекты

Предстоящие гастроли у театра выходят насыщенными как никогда. По сути, они уже начались: в мае артисты национальной оперы открыли фестиваль «Open air» в Германии (в этом традиционном событии на открытом воздухе они участвуют далеко не первый год, их здесь ждут уже как самых дорогих гостей). А через несколько дней в Минск приедет персональный дирижер Монтсеррат Кабалье сеньор Ривас, привезет ноты и в ближайший месяц уже не расстанется с оркестром нашей оперы: знаменитая певица сама выбрала музыкантов, которые будут сопровождать ее грядущее турне по Австрии и Германии. Вместе с Кабалье оркестр выступит и на специально сооруженной водной сцене, и в старинном замке–крепости Кенигштайна, где он, к слову, побывал уже неоднократно. Не менее живописные «сценические площадки» ждут и солистов, и хористов: например, древний монастырь в Лорше, Домский собор в Трире и еще один знаменитый монастырь, где были найдены рукописи «Кармины Бураны»... Позже часть оркестра отправится на Канарские острова на международный музыкальный фестиваль. Там музыканты примут участие в грандиозном проекте, исполнив несколько классических опер в составе огромной интернациональной труппы. Ну и в августе наших снова ждут на «Open air» — закрывать фестиваль... Конечно, это эффективная реабилитация после неприспособленного для оперных спектаклей зала Дома офицеров, где артисты национальной оперы выступали весь сезон. Но, оценив гастрольный график оперной труппы, я подсчитала: за все лето у них всего лишь 2 выходных дня...

В отпуск — по закону

— Отдохнуть люди успеют? — интересуюсь у директора Национального театра оперы Галины Вагнер.

— Успеют! — заверяет меня Галина Генриховна. Оказывается, еще накануне ремонта театр постарался «подстелить соломки» где только можно. Еще в прошлом году здесь провели конкурс, увеличив состав оркестра до 150 человек. Так что теперь обновленный симфонический коллектив может одновременно обслуживать оперные и балетные спектакли и вдобавок самостоятельно гастролировать. Например, в сентябре оркестр едет в Бангкок. Национальный театр оперы покажет там свои лучшие оперы — «Аиду», «Трубадура» и «Богему», Национальный театр балета везет туда «Щелкунчика», «Спартака», «Ромео и Джульетту». А после, возможно, труппа национальной оперы впервые будет участвовать в знаменитом оперном фестивале в Зальцбурге (переговоры сейчас в стадии оформления контракта) — повезет туда свою «Кармен». Очередную премьеру рассчитывают выпустить как раз между Зальцбургом и Таиландом.

Зато балетная труппа впервые за много лет получит полноценный отпуск — те 42 дня, которые положены артистам по закону. Для Национального театра балета, выступавшего хоть и на сцене Дворца Республики, но проводившего свои репетиции на старой базе в сопровождении гула инструментов рабочих, этот сезон выдался не менее тяжелым. И их худрук Валентин Елизарьев в этот раз решил не напрягать своих «балетных» гастролями, позволить им, наконец, просто отдохнуть.

Новые кумиры

Вопреки опасениям руководства Национальных театров оперы и балета (коих немало было накануне ремонта) артисты не разбежались. Более того, конкурс на дополнительные места в оркестре собрал больше сотни претендентов. И многократный победитель международных конкурсов баритон Петр Толстенко переехал из Саратова в Минск, предпочтя белорусский театр всем другим предложениям. Кстати, буквально на днях Петр завоевал первую премию конкурса вокалистов международного Собиновского фестиваля, в котором участвуют, как правило, только победители и лауреаты других конкурсов... А вчера в балете «Корсар» в роли Али снова вышел юный Иван Васильев, которого после прошлогодней победы на Международном конкурсе артистов балета в Москве и первой премии Международного фестиваля классического балета имени Нуреева в апреле этого года стали буквально рвать на части лучшие сцены мира. Дело в том, что Иван только что закончил хореографический колледж в Минске, но Елизарьев надеется, что он будет работать в белорусской труппе. Во всяком случае сейчас руководство национального балета ходатайствует перед Президентом о получении для Ивана белорусского гражданства (по паспорту он — украинец). «У нас за многих спорили бы не менее горячо, если бы артисты чаще показывались на конкурсах», — рассуждает Валентин Николаевич, справедливо полагая, что с такими партнерами многие были бы счастливы работать...

До завершения ремонта театра осталось 2,5 года.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter