Любые социальные перемены неизбежно влекут за собой серьезную корректировку культурного ландшафта. Как это выглядело в белорусской интерпретации? Вот небольшой срез культурной истории, почерпнутой из богатейшего источника информации, — белорусских газет 1918 — 1919 годов.
Читательская конференция
Перформанс перемен
В предыдущие эпохи именно театр становился одним из «главнейших» революционных искусств. Может быть, потому что всякая революционная эпоха и сама революция в первую очередь — всегда немного представление, перформанс. Бурное начало ХХ века — когда реальная жизнь начинала выглядеть как театр, а театр становился самой жизнью — не исключение.
«Беларускi тэатр. У «Беларускай хатцы» (Коньскi рынак) апошнiм часам часта адбываюцца беларускiя спэктаклi. Спэктаклi ставiць «Першае Т–во Беларускай драмы i камэдыi» пад кiраўнiцтвам i рэжысурай Ф.Ждановiча. На вялiкодным тыднi (па нов. стылю) гралiся: «Паўлiнка», «Мiхалка», «Пашылiся ў дурнi», «Хвароба ў добрым здароўi» — камедыя на 3 дзеi Галубка i «Цётка вiнавата» пераклад (?) Ф.Ждановiча. Апрач гэтаго маняцца паставiць: «Апошняе спатканне» Галубка, «Аза», «У бяздоннi» i т.д.».
Газета «Вольная Беларусь», 7 апреля 1918 года.
* * *
Объявление в рубрике «Городская жизнь». Речь идет о Минске.
«Театр и музыка.
Сегодня в воскресенье 4 мая в городском театре представлено будет «Ни минуты покоя» — пьеса в 3 д. соч. Мясницкого. Начало в 8 часов вечера».
Газета «Бедняк», № 174, 4 мая 1919 года.
* * *
«Красноармейский спектакль в Свирском клубе.
22 марта с.г. в Свирском клубе передвижной труппой Губвоенкома под режиссерством т. Любова была поставлена современная драма в 3–х действиях «Люди Огня и Железа» Зотова. Хотя сцена клуба очень примитивна, декорации бедны, но видно, что руководитель труппы лицо вполне компетентное. Драма заинтересовала т.т. красноармейцев. Характерно исполнение роли рабочего Григория Базорева, жена его Люба (Лесная) — слаба тоном, но игра хороша. Бесподобен в своей роли Цыркуль, Любов и Меркулий — Вольпорольский. Мать Григория, Рабская, характерно провела свою роль простой рабочей забитой женщины. Мастер Лялунов (Томаров) слишком комически выражался. Общее впечатление игры вполне хорошее. Видна спайка и старательность труппы. Красноармейцы слушали со вниманием, проявляя особый интерес к сильным моментам труппы.
Очень желательно побольше таких трупп и спектаклей. Этим просвещаются т.т. красноармейцы, приехавшие из деревни, и в них воспитывается революционный дух.
Красноармеец 2–го Запасного баталиона западной Стрелковой дивизии.
Э.М.Окунь».
Газета «Красноармеец», № 4, 29 марта 1919 года.
* * *
Еще одним культурным мейнстримом становилось раскрепощенное народное творчество.
«Беларускiя песьнi ў Варонежскiм сельскагаспадарчым iнстытуце.
З радасьцю прыходзiцца адзначаць паўсюднае прабуджэньня нацыянальнай сьвядомасьцi сярод беларускай iнтэлiгенцыi i цiкаўнасьць да беларускага руху ў прыяцельскiх расейскiх i ўкраiнскiх грамадзян. Гэта можна было прыкмецiць i ў далёкiм Варонежскiм сельскагаспадарчым iнстытуце на сьвяткаваньнi Тацянiнскага дня 25–га январа. У названай вышэйшай навучальнай школе налiчваецца каля траццацi студэнтаў–беларусаў. На вечарынцы, гдзе сабралася шмат народу (студэнтаў, прафэсароў i шмат староньнiх), былi мiж iншымi вершамi прадэклямованы «Родны край» Якуба Коласа i «Сiвер» Янкi Лучыны; хор прапеў беларускую народную песеньку «Чаму ж мне ня пець». Як дэклямацыя, так i сьпяваньне беларускiх рэчаў узбурылi стыхiйны iнтарэс у слухачоў. Некаторыя пасьля гаварылi, што яны i ня чулi, што беларусы маюць уласнае прыгожае пiсьменства i такiя пекныя харавыя песьнi, якiя ведае i пяе нават хор Славянскага.
Юзiк Тросько».
Газета «Дзяннiца», № 4, 8 февраля 1919 года.
Имеют быть изданными
И главное, конечно, — книги, чтение. Это забота найпервейшая.
«Об издательской деятельности Белорусского Научно–культурного Общества в Москве.
Издательскую свою деятельность Общество имеет в виду развивать двумя путями: во–первых, Общество ставит своей задачей издание отдельных книг и брошюр, специально научного и популярного характера, что уже и начато совместно с Культурно–Просветительным Отделом Б.Н.К. изданием недавно выпущенной в свет лекции профессора М.К.Любавского, прочитанной в первом публичном собрании Общества, и составлением имеющего в недалеком будущем выйти в свет сборника статей по белорусоведению, составленного из лекций, читанных на курсах Белорусского Университета истекшим летом.
Для дальнейшей серии своих изданий Общество намечает целый ряд научных трудов, материалов и популярных работ, имеющих быть изданными в виде отдельных книг и брошюр. А именно:
1. Собрание материалов и исследований по этнографии Белоруссии, под редакцией хранителя отделения этнографии в Румянцевском музее Н.А.Янчука. Том рассчитан с иллюстрациями и нотами. В него войдут исключительно вновь собранные материалы из Могилевской, Гродненской, Минской, Смоленской и др. губерний по описанию быта, обычаев, по народной музыке и словесному творчеству.
2. Сборник белорусского народного поэтического творчества по источникам, опубликованным в разное время в польских, преимущественно заграничных изданиях...
3. Школьный сборник белорусских народных песен.
4. Альбом белорусских узоров, шитья и кружев.
5. Очерки новейшей белорусской литературы.
6. Переходя к основной и ближайшей задаче историко–общественной науки в области краеведения, следует отметить, что в этом случае сделано весьма мало и не всегда удовлетворительно в научном отношении. ...Однако на практике очень трудно выполнить все теоретические задания, положенные в основу организации новой школы. Особенно много препятствий встретит преподаватель, работающий в школах, расположенных на территории Белоруссии, области почти неизученной... Заполнение такого существенного пробела является очередной задачей Культурно–Просветительной деятельности Белорусского Комиссариата по Национальным Делам. В первую очередь необходимо составить школьное пособие, в котором были бы собраны существенные отрывки из главных источников. Такая историко–экономическая хрестоматия сразу позволит поставить краеведение в школе на вполне правильный путь. Школьное пособие, составленное из источников, должно заключать в себе и краткую характеристику того источника, отрывки из которого приведены в хрестоматии. В последнюю должны войти отрывки из летописи, хроник, разных историко–литературных произведений, юридических памятников, хозяйственных инвентарных книг...»
Газета «Дзяннiца», № 3, 30 января 1919 года.
* * *
«Литературный вагон Минского Губагентства.
Сегодня в первый раз отправляется на фронт Литературный вагон Минского Губагентства.
Товарищи красноармейцы и крестьяне, встречайте свой вагон! Запасайтесь литературой и газетами!..»
Газета «Бедняк», № 174, 4 мая 1919 года.
Локомотив перемен уверенно набирал ход. И это была еще только увертюра.