Струны Феникса

Древнейший в мире инструмент вернул себе белорусскую прописку
Древнейший в мире инструмент вернул себе белорусскую прописку

Акалiчны народ гуслi знау гусляра;

Песня-дума за сэрца хапала.

Это о белорусском Баяне из всем известной поэмы Купалы "Курган". Но не знал поэт, что найдутся исследователи, которые в 20-е, а затем в послевоенные годы прошлого столетия усомнятся: мол, а были ли у белорусов вообще гусли?..

"Как же так, господа?!" - в XXI веке поставит вопрос перед маститыми академиками молодой музыкант из группы "Стары Ольса" Алесь Чумаков, лично взявшись доказать, что прав был именно Купала, а не ученые (или псевдоученые?) мужи.

"Так мог ли белорус говорить с птицами, реками языком гуслей, находить "пад звон-песню жывучых гусляравых струн" волшебную "папараць-кветку"? И что же это за музыкальное чудо?" - спросил я у Чумакова.

- Гусли - один из первых известных человеку струнных музыкальных инструментов. Устроены они просто: плоский ящик-резонатор, на который натянуты струны. Струн, как правило, от 5 до 13, иногда бывает чуть больше. Играть на гуслях просто: цепляете струну - она звучит, глушите - не звучит. Звук чистый, яркий, ни капли не похожий на звучание других струнных музыкальных инструментов.

- Почему же мы должны почитать этот инструмент как свой, белорусский? Где доказательства его исконности?

- Этот инструмент на самом деле интернациональный и встречается у многих народов, просто в Беларуси он имел свои отличительные черты. Первые же гуслеподобные инструменты были известны еще в IV тысячелетии до нашей эры в Китае. Гусли бытовали у всех соседних с нами народов, у балтов, финнов, славян. Но нашим археологам и этнографам не везет: они не обнаружили пока белорусских "артефактов". Правда, еще Франциск Скорина в предисловии к одной из книг "Библии" давал описание гуслей. А три инструмента начала XX века из Витебской губернии до сих пор хранятся в Санкт-Петербурге. Кстати, условия хранения ужасные: инструменты пережили несколько наводнений, и неизвестно, долго ли они еще продержатся.

- Несмотря ни на что, гусли возвращаются в белорусскую музыкальную культуру. Чья это заслуга?

- Не так давно в Молодечненском районе мастер Максим Токушевич, долгое время специализировавшийся на цимбалах, вдруг начал мастерить гусли. Посмотрев, как играет на кокле (латышские гусли) заезжий музыкант, Токушевич, даже не подходя и не рассматривая их, сказал, что сможет сделать гусли получше. Самого мастера уже нет в живых, несколько его работ хранятся в этнографических музеях, записи его наигрышей также сохранились. Увы, что-то уже увезено за границу... Когда я впервые увидел гусли, меня поразил их яркий красочный звук. Удивило, что, казалось бы, такой простой с виду инструмент может звучать гораздо интереснее других струнных, например, той же гитары, на которой я к тому времени играл и имел возможность сравнить звучание... С другой стороны, древность инструмента, ощущение, что притрагиваешься к живой истории, притягивает со страшной силой.

...На днях мне в руки совершенно случайно попала книга о литовских народных инструментах. И там я обнаружил целый раздел, посвященный канклес, то есть гуслям. Еще в советские времена наши соседи славились ансамблем, который так и назывался - "Канклес". Пока же звучание древнейшего в мире инструмента, вновь обретшего прописку в Беларуси, можно услышать на концертах "Старога Ольсы".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter