Стройный образ

Как одеться стильно и по-белорусски Они мечтали попасть из деревни в город, и их мечта сбылась.
Как одеться стильно и по-белорусски

Они мечтали попасть из деревни в город, и их мечта сбылась. Им рукоплескали Париж и Лион. Было это в 1981 году, когда модельер по образованию и этнограф по призванию Михась Романюк повез во Францию свою ставшую впоследствии знаменитой коллекцию образцов белорусского национального костюма - фотографии бабушек в чудом уцелевших "строях" прошлых веков.

Годы собирательства, в одиночку: бесчисленные экспедиции, тысячи кадров пленки, без преувеличения, уникальные - все это он делал чуть ли не каждый раз последним, как бы продолжая начинания безвременно ушедшего такого же собирателя Лявона Баразны. После Романюка остальным почти не было на что "охотиться". И это не потому, что энергичный исследователь нарочно "не покидал другим цветов на поле". Просто и до него уже мало оставалось реликтов белорусской традиционной культуры.

Когда в 1981 году вышел альбом Романюка "Беларускае народнае адзенне", слава о нем разошлась по всему Советскому Союзу. Ни одна республика не имела такого полного и - главное - стильного собрания аутентичной одежды. Наверное, до сих пор тот альбом остается непревзойденным. Даже литовцы, славившиеся среди советских "братьев и сестер" особенно крепким национальным сознанием, вынуждены были отдать должное профессору Романюку.

- Когда я учился в Вильнюсской академии художеств, - вспоминает сын этнографа Дзянис, - то приходилось много слышать слов восхищения об отце. Один знакомый даже рассказывал, что некий профессор университета специально приносил "Беларускае народнае адзенне" на лекции и говорил студентам, как белорусы обскакали литовцев. Потом, когда отец приехал в Вильнюс, и в академии узнали, что я его сын, то нас стали приглашать в гости многие известные люди. Это было знаком искреннего уважения.

В Беларуси альбом Романюка уже давно стал предметом для спекуляций.

Даже по прежним временам фантастический тираж в 20 тысяч экземпляров давно разошелся, книга стала редкостью, за которую иные иностранцы готовы выложить огромные деньги. Мне самому приходилось несколько раз покупать этот "золотой" том у книжных спекулянтов за круглые суммы, ибо лучшего подарка и напоминания о Беларуси, чем альбом Романюка, пожалуй, не найдешь.

Популярна среди интеллигенции тема архива этнографа: мол, собрал-то много, а почему мы этого не видим? Какое право имел один человек "приватизировать" народное достояние, рассуждают вездесущие любители интриг.

После смерти профессора у него действительно остался большой архив. До 100 тысяч одних снимков! И давно назрела необходимость их опубликовать. Но как?

Сын Романюка объясняет, что еще в советские времена звучали предложения переиздать альбом, но никто и пальцем не пошевельнул, чтобы сделать конкретное дело. Своими силами, на пожертвования Дзянис выпустил альбом "Беларускiя народныя крыжы" - результат еще одного научного увлечения отца. А совсем недавно абсолютно неожиданно для всех увидела свет книга с реконструкциями костюмов разных регионов страны - "Беларускiя народныя строi". Альбом этот на республиканском конкурсе был дважды отмечен как лучшая книга 2003 года.

- После смерти отца, - объясняет Романюк-младший, - я оказался перед дилеммой: как сделать доступными собранные им материалы. Их действительно превеликое множество. И идея большого альбома национального костюма меня не покидает до сих пор. Но пока на это нет денег... Однако время требует ответа. Поэтому пока я решил опубликовать рисунки костюмов разных регионов, чтобы дать возможность соотечественникам представить, как одевались предки.

Костюм, "строй" - это не только юбка или рубаха. Это стиль, которому испокон веков следовали люди: поколение за поколением. Все должно было быть гармонично: от головы до ног. И в каждом регионе было свое понимание красоты и удобства. Даже внешне схожие юбки могли быть самобытными всего лишь из-за разного кроя. В одних районах "камiзэлька" была короткая, "обрубленная", в других "гарсэт" был пышный, с хлястиками. В разных уголках края были свои мотивы орнамента.

Правда, многие регионы Беларуси рано утратили древнюю традицию. Ее остатки приходилось собирать Романюку на Витебщине, Могилевщине. Там раньше распространилась городская мода, да и времена коллективизации, когда всех одевали и строили по единому канону, также не прошли бесследно для белорусского "строя" тамошних мест.

Поистине щедро одарило коллекцию Романюка Полесье. Когда исследователь заходил в хату, бабушки перед ним распахивали свои шкафы, отворяли "куфры". А он щелкал без остановки, без оглядки, только думая: лишь бы хватило пленки. Но не все удавалось запечатлеть. Приходилось из этого богатства отбирать самые яркие образцы - так выкристаллизовывался образ белорусского костюма с его самыми характерными чертами. Как модельер Романюк старался представить своих "героев" и "героинь" в самом лучшем свете. Поэтому, листая его альбом, иногда невольно вспоминаешь греческие статуи: столько достоинства излучают белорусские женщины в своих исконных одеждах. Да и сами "модели" просили дядьку из города не фотографировать их у печи: мол, приберусь, поглажу рубаху, надену бусы - тогда снимайте. При этом деревенские бабульки не могли понять, зачем их прошлое, "колiшняе", как они говорили, профессору из Минска. Разве это кому-нибудь интересно? А у Романюка был простой ответ: "Для истории".

А мы сегодня можем добавить: ради настоящего, для будущего. Ведь запечатленный неутомимым Романюком образ белоруски в "намiтцы" стал эталоном для живописцев, киношников, писателей, модельеров.

А сын живет мечтаниями: довершить дело родителя - осуществить по возможности полное издание образцов белорусского национального костюма, собранных Михасем Романюком. И чтобы это было востребовано самими белорусами, а не только любящими полакомиться экзотикой иностранцами. Дзянис Романюк надеется, что результат последних трудов отца, книга "Беларускiя народныя строi", попадет не только к специалистам, но и в школы, в те места, откуда брался для нее материал: чтобы там, на уроках вышивки, в этнографических кружках дети принялись возрождать забытую традицию - в каждом регионе свой костюм. Чтобы на смену псевдофольклорному, "колхозному" образу типичных белоруса и белоруски пришел аутентичный и стильный "строй".

Справка "СБ"

Классическими чертами белорусского костюма ("строя") считаются головной убор "намiтка", длинная юбка "андарак", геометрический орнамент вышивки. На западе и севере Беларуси, как и в Литве и Латвии, женщины носили наплечные покрывала ("виллайне"), особенно популярны были клетчатые юбки. По находкам археологов можно судить, что в основном белорусский костюм сохранил черты, присущие одежде древних балтских племен, населявших тысячу лет назад берега Немана, Днепра и Двины. Иной вид имеет костюм Западного Полесья, очень схожий с украинским, его основным мотивом является полосатая вышивка. Не характерны для белорусской одежды яркие цвета - их появление связано с городской модой конца XIX - начала XX века. По данным этнографии, белорусский тип народной одежды распространен на северо-востоке Украины, в западной части Российской Федерации.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter